Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 34]

Озабоченность своим статусом и общепринятые ценности становятся основополагающими в личности этноцентриста и вытесняют индивидуальные стремления.
В такой ситуации чужая группа, с точки зрения Адорно, всегда расценивается как враг, сколь слаба она бы ни была.
Психолог Гордон Уиллард Олпорт, представитель.психоаналитической школы, предложил свою1 теорию стереотипа как составную часть теории
предрассудка.
Г.У.
Оллпорт исходит из того, что «склонность человека, к предрассудку заключается в его обычной и естественной тенденции строить обобщения, понятия, категории, содержание которых является сверхупрощением мира его
впечатлений»49.
Предрассудок, по мнению Г.У.Олпорта, это сильная симпатия или антипатия, которая основана на ошибочном и жестоком обобщении, и направлена на группы людей или на индивида как члена данной группы.
В качестве оправдания своей теории автор приводит пример о том, что люди часто превозносят свой образ жизни и умаляют чужой как якобы угрожающий первому.
Приспособление для рационализации (оправдания) предрассудка Г.У.Олпорт называет стереотипом, определяя его то как «преувеличенное мнение, то как имидж в
50 рамках категории» .
В отличие от У.
Липмана и Т.
Адорно, Г.У.
Олпорт в своих работах не относит стереотип к жестко закрепленным формированиям.
По его мнению, стереотип послушно приспосабливается к преобладающему характеру предрассудка и к требованиям ситуации.
Важен и тот факт, что, претендуя на разработку объективной и всеобщей теории предрассудка и стереотипа, Г.У.Олпорт не обходит вниманием социокультурные факторы, воздействующие на эти явления.
Западными обществоведами было предложено огромное количество определений социального стереотипа.
В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты *
30 Jy Allport C.W.
The nature of prejudice.
-N.Y.
1958.
P.
113 30 Ibid.P.1I6.
[стр. 22]

22 формацию, противоречащую им.
Ученый отмечал, что существуют люди гибкие и консервативные относительно своих стереотипов.
Стереотипы обладают сильной эмоциональной заряженностью, так как отражают ценностные представления личности.
Любое нарушение стереотипов кажется посягательством на основы мироздания личности.
Стереотипы это «некая проекция на мир ощущения нашей ценности, это крепость наших традиций»22.
Квинтэссенция социально бихевиористской концепции Уильяма Липпмана заключаются в следующем: поведением конкретного человека управляет так называемый моральный кодекс, который есть ни что иное, как система поведения применительно к ряду типичных случаев.
В основе каждого морального кодекса находятся картинки человеческой природы, мира и своеобразная личная интерпретация истории.
Видный представитель франкфуртской школы западногерманский социолог Теодор Адорно, работавший в 1930 1940 г.г.
в США, предложил свою концепцию стереотипов с позиции психоаналитики.
Согласно Т.
Адорно, «стереотипы это приспособление для удобного видения вещей»23 24.
Говоря о стереотипах как жестоких, предвзятых образованиях, социолог отмечал, что «стереотипы являются атрибутом сознания авторитарной личности, этноцентристской, одержимой ощущением жестокого различия между своей « « 2 4 группой и чужой» .
Озабоченность своим статусом и общепринятые ценности становятся основополагающими в личности этноцентриста и вытесняют индивидуальные стремления.
В такой ситуации чужая группа, с точки зрения Адорно, всегда расценивается как враг, сколь слаба она бы ни была.
Психолог Гордон Уиллард Олпорт, представитель психоаналитической школы, предложил свою теорию стереотипа как составную часть теории
22 Lippman W.
Public opinion.
Toronto.
1965.
P.
35.
23 Adorno T.
Stereotypes as sociotypes.
N.Y.1969.
P.
75.
24 Ibid.
P.
78.


[стр.,23]

23 предрассудка.
Г.
У.
Оллпорт исходит из того, что «склонность человека к предрассудку заключается в его обычной и естественной тенденции строить обобщения, понятия, категории, содержание которых является сверхупрощением мира его
впечатлений»25.
Предрассудок, по мнению Г.У.
Олпорта, это сильная симпатия или антипатия, которая основана на ошибочном и жестоком обобщении, и направлена на группы людей или на индивида как члена данной группы.
В качестве оправдания своей теории автор приводит пример о том, что люди часто превозносят свой образ жизни и умаляют чужой как якобы угрожающий первому.
Приспособление для рационализации (оправдания) предрассудка Г.У.
Олпорт называет стереотипом, определяя его то как «преувеличенное мнение, то как имидж в
рамках категории»26.
В отличие от У.
Липмана и Т Адорно, Г.У.
Олпорт в своих работах не относит стереотип к жестко закрепленным формированиям.
По его мнению, стереотип послушно приспосабливается к преобладающему характеру предрассудка и к требованиям ситуации.
Важен и тот факт, что, претендуя на разработку объективной и всеобщей теории предрассудка и стереотипа, Г.У.
Олпорт не обходит вниманием социокультурные факторы, воздействующие на эти явления.
Западными обществоведами было предложено огромное количество определений социального стереотипа.
В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты
этого социально-психологического явления.
Например, американский социальный психолог Т.
Шибутани в работе «Социальная психология» вскользь упоминает о стереотипе, определяя его как “популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих 25 Allport C.W.
The nature of prejudice.
N.Y.
1958.
P.
113 26 Ibid.-P.
116.

[Back]