Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 36]

рассматривал стереотипы в социологическом ракурсе взаимоотношений «личность общество» В.
Дауз.
Он разделил стереотипы на четыре группы.
Первая группа индивидуально-психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде.
Но невозможно выделить, по мнению Дауза, чисто индивидуальные образы действительности..
Они формируются под влиянием стереотипов второй группы представлений, складывающихся в межличпостном взаимодействии и являющихся уже социальным образованием.
К третьей группе В.
Дауз относит коллективные представления, являющиеся социальным образованием, но формируемые уже в межгрупповых отношениях.
По его мнению, социальный стереотип зарождается и функционирует именно в этой группе представлений.
Четвертая группа представлений идеология, которая складывается под воздействием определенных исторических условий конкретного общества521.
Американский социолог Г.
Тэджфел55 56 суммировал главные выводы исследователей в области социального стереотипа в виде шести положений, которые выглядят следующим образом: во первых, люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории») недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; во вторых, такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного периода времени; в третьих, социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; в четвертых, социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами; N.Y.,l969.Yol.3.
Р.402 55 Doisc W.
Croup and individuals: explanation in social psychology.
Cambridge.
1978.
P.23.
56 Tajfel H.
Human groups and social categories: Studies in social psychology.
Cambridge Univ.
Press.
1981.
[стр. 25]

25 Американский социолог Г.
Тэджфел32 суммировал главные выводы исследователей в области социального стереотипа в виде шести положений, которые выглядят следующим образом: во первых, люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или “социальные категории”) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; во вторых, такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного периода времени; в третьих, социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; в четвертых, социальные стереотипы становятся более отчетливыми (“произносимыми”) и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами; в пятых, они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; в-шестых, социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.
Анализ работ по проблеме социального стереотипа показывает, что, начиная с двадцатых годов двадцатого века в западном обществоведении разработкой данной проблемы занимались исключительно с позиций социальной психологии и социологии.
Каждая из предложенных выше теорий стереотипа западных обществоведов претендовала на исключительность, несмотря на то, что в них абсолютизировался тот или иной аспект человеческого сознания.
Диссертант полагает, что, не взирая на прямо противоположные теоретические посылки разных школ и направлений, указанные ученые в своих концепциях стереотипа развивают тот или иной аспект теории Уолте52 Tajfel H.
Human groups and social categories: Studies in social psychology.
Cambridge.
Univ.
Press.
1981.

P.257

[Back]