Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 39]

эмоциональное начала.
Отечественный социолог в отличие от западных ученых, не разграничивает четко два таких разных явления, как стереотип и установка.
В указанной, работе В.А.
Ядова отмечается двоякость определения стереотипа:, во первых,
«установка, составляет психологическую основу стереотипа», во вторых, стереотип характеризуется...
как
«компонент установки», которые автор1 связывает с «зависимостью восприятия от прошлого опыта, запаса знаний»59.
Следовательно, социальный стереотип, согласно В.А.
Ядову, это «стандартизированный образ представление, эмоционально окрашенный, но обладающий в то же время способностью присоединиться к рациональному отражению действительности; стереотип обладает устойчивостью, он может быть как истинным, так и
ложным»60.
Отечественный ученный К.С.
Гаджиев, в своей работе, посвященной проблеме сознания, сделал попытку в определении социального стереотипа.
Он отмечал, что стереотип своеобразный, редуктор процесса познания и обязательный компонент обыденного сознания.
Благодаря стереотипам, выступающим в форме «простых суждений либо в виде образов, люди усваивают из информации значения заключающие в себе коллективный опыт в максимально упрощенной
форме»61.
К.С.
Гаджиев рассматривал стереотип как продукт коллективного опыта людей, который при определенных условиях, будучи предвзятым по своей природе, может стать источником
предрассудков.
«Внешние формы стереотипов колеблются от простейших суждений до зрительных
образов»62.
В анализе формирования стереотипов основное внимание уделяется двум проблемам: истинность содержания стереотипов и их фиксированность в массовом сознании..
Однако закономерности их функционирования при 59 Там же.-С 50.
60Там же.-С 54.
61 Гаджиев К.С.
Американская нация: национальное самосознание и культура.
М.
1990.
С.56.

62 Гаджиев К.С.
Американская нация: национальное самосознание и культура.
М.
1990.

С.57.

39
[стр. 9]

9 духовной культуре.
Кроме того, малоизученной остается возможность использования позитивных этнических стереотипов для урегулирования межэтнических отношений, для профилактики предотвращения и разрешения межэтнических конфликтов.
В отечественной науке проблема этнических стереотипов рассматривалась в рамках общего анализа теоретических проблем.
Значительный вклад в разработку социально ~ психологических и этнографических аспектов этнических стереотипов внесен работами Ю.В.
Бромлея, Э.С.
Маркаряна, К.С.
Сарингуляна, Ю.М.
Лотмана, С.А.
Арутюнова, А.К.
Байбурина, В.Л.
Артемова, В.С.
Агеева, К.С.
Гаджиева, Л.М.
Дробижевой, И.К.
Кона, Г.У.
Солдатовой, М.И.
Бобневой, С.В.
Чугрова, П.И.
Шихирева13 14.
Исследуемая в диссертации проблема находится в предметном поле северокавказского научного сообщества.
Анализу этносоциальных и этнокультурных проблем, а также разработке категориального аппарата этнических стереотипов посвящены работы А.В.
Авксентьева и В.А.
Авксентьева11.
Проблема функционирования этнических стереотипов и их влияния на процесс межэтнической интеграции рассматривается в работе Н.
Маликовой15 Особенности современных этнических процессов и роли, оказываемой 13 См: Бромлей Ю.В.
Этнос и этнография.
М.
1973.С.
153-189, Маркарян Э.С.
Теория культуры и современная наука.
М.1983.
С.
49-98, Сарингулян К.С.
О регулятивных аспектах традиций // Советская этнография.
1981.
№2.
С 100-110; Лотман Ю.М.
Декабрист в повседневной жизни.
(Бытовое поведение как историке психологическая категория) //Литературное наследие декабристов.
Л., 1985.С 10 87; Арутюнов С.А.
Народы и культуры: Развитие и взаимодействие.
М.
1989 С.
6-51; Байбурин А.К.
Некоторые вопросы этнографического поведения // Этнические стереотипы поведения.
Л.
1985.
С.
3-11; Агеев В.С.
Межгрупповое взаимодействие.
М.
1990-С.
81-115; Гаджиев К.С.
Американская нация: национальное самосознание и культура.
М.,1990.
С.

56-81; Кон И.К.
Психология предрассудков // Новый мир.1966.
№9.
С.187-205; Дробижева Л.М.
Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития Я Советская этнография.
1991.
№ 1.
С 3-16; Бобнева М.С.
Социальные нормы и регуляция поведения.
М.1978.
С.
44-52; Шихирев П.Н.
Современная социальна я психология.
М.
1992 С.
13-36; Чугров С.В.
Стереотипы в общественном сознании японцев.
М.1993.С.32-67.
14 С.м: Авксентьев А.В.
Авксентьев В.А.
Этнические проблемы современности и культура межнационального общения.
Учебное пособие.
Ставрополь.
1993222 с; Авксентьев А.В., Шаповалов В.А.
Этнические проблемы развития современной России: социально философский аспект анализа.
Ставрополь.
1994.
75 с.; Авксщпъев В.А.
Этническая конфликтология в 2-х частях.
Ставрополь.
1996170 с.
15 См: Маликова Н.
Парадоксы межнационального общения.
М.1992.С.
98-114.


[стр.,27]

27 циальной психологии индивидов, социальные стереотипы являются продуктами социальной среды и воспитания.
В.А.
Ядов в статье «К вопросу о теории стереотипизации в социологии»33 указывает, что в социальном стереотипе заложены одновременно и рациональное, и эмоциональное начала.
Диссертант считает необходимым отметить, что отечественный социолог в отличие от западных ученых, не разграничивает четко два таких разных явления, как стереотип и установка.
В указанной работе В.А.
Ядова отмечается двоякость определения стереотипа: во первых,
“установка составляет психологическую основу стереотипа”, во вторых, стереотип характеризуется как “компонент установки”, которые автор связывает с “зависимостью восприятия от прошлого опыта, запаса знаний”34.
Следовательно, социальный стереотип, согласно В.А.
Ядову, это «стандартизированный образ представление, эмоционально окрашенный, но обладающий в то же время способностью присоединиться к рациональному отражению действительности; стереотип обладает устойчивостью, он может быть как истинным, так и
ложным»35.
Отечественный ученный К.С.
Гаджиев, в своей работе, посвященной проблеме сознания, сделал попытку в определении социального стереотипа.
Он отмечал, что стереотип своеобразный редуктор процесса познания и обязательный компонент обыденного сознания.
Благодаря стереотипам, выступающим в форме» простых суждений либо в виде образов, люди усваивают из информации значения заключающие в себе коллективный опыт в максимально упрощенной
форме»36.
К.С.
Гаджиев рассматривал стереотип как продукт коллективного опыта людей, который при определенных условиях, будучи предвзятым по своей природе, может стать источником
иред33 Ядов В.А.
К вопросу о теории стереотипизации в социологии.
// Философские науки.
1960.
.№2.
С.
47.
>4 Там же.
С 50 Там же.
С.54.
36 Гаджиев К.С.
Американская нация: национальное самосознание и культура.
М.
1990.

С.56.


[стр.,28]

28 рассудков.
«Внешние формы стереотипов колеблются от простейших суждений до зрительных
образов»37 38 39.
Отечественные социологи при определении понятия «социальный стереотип» приходили к единой точке зрения, отмечая, что на формирование и сохранение стереотипа влияют социальные установки, эффекты ореола, первичности и новизны.
Социальный стереотип порождает в сознании людей стереотипные понятия, неадекватные оценки в сфере, из которой взят стереотип.
В.Л.
Артемов и Г.М.
Кондратенко выделяют две категории стереотипов: “не собственно” стереотипы и “собственно” стереотипы.
Стереотипные представления, мнения, оценки, суждения, понятия это и есть “не собственно” стереотип.
“Собственно” стереотип это устойчивое отношение к определенной категории объектов, зафиксированное в социальной психологии отношение к определенному сходному типу людей, явлений, собы38 тии.
Г.М.
Кондратенко трактует социальный стереотип как «устойчивое отношение определенной социальной группы к определенной категории социальных объектов.
Стереотипные представления, мнения возникают на базе собственно стереотипа отношения, они имеют тенденцию перерастать в предрассудок.
Индивид черпает стереотипы из окружающей социальной 39 среды, через каналы СМИ» .
По мнению соискателя, анализ трактовок социального стереотипа, приведенные в работах отечественных и зарубежных ученых, выявляют общность и различие в определении и методах исследования этого феномена.
Западные и отечественные обществоведы разделяют единую точку зрения, доказывая, что стереотип является закономерным явлением, которое 37 Гаджиев К.С.
Американская нация: национальное самосознание и культура.
М.1990.
С.

57.

38 См: Артемов В.
Л.
Правда о неправде.
Минск.
1985.
С.69.
Кондратенко Г.
Об особенностях стереотипизации // Вестник МГУ.
Серия 8.
М.
1968.
С.59.
39 Кондратенко Г.
Об особенностях стереотипизации // Вестник МГУ.
Серия 8.
М.
1968.
С.59.

[Back]