отечественные обществоведы разделяют единую точку зрения, доказывая, что стереотип является закономерным явлением, которое обусловлено категоризацией, обобщением и фиксацией в общественном сознании. Социальный стереотип явление, включающее в себя элементы возможного истинного знания, но имеющее тенденцию к искажению действительности, сближающееся-в определенных пределах с явлениями, и предрассудками'и догмы, тем не менее, играющиеогромную роль в социальной, жизни общества. Ключевым различием подходов отечественных и западных ученых является обоснование стереотипа как феномена сознания вообще и конкретных стереотипов, в частности. Западные социологи склонны рассматривать эго явление как чисто психическое образование, без учета социально-культурных факторов. Достаточно рассмотрев анализ общего явления (т.е. социального стереотипа) необходимо перейти к философскому анализу частного явления, или, иначе, к изучению заявленной проблемы. Изучению проблемы функционированияэтнических стереотипов в общественном и индивидуальном сознании посвящены публицистические работы Б.С. Брасова и И.С. Кона66. По оценке И.С. Кона, стереотип «стандартизированный, упрощенный образ какого-либо явления..., схема, которая не только фиксирует черты каких-либо явлений, но и содержит их эмоциональную оценку» 67. Функционированию этнических стереотипов в духовной культуре в виде стереотипов поведения и общения работы этнографа К.С. Байбурина68. Отечественные ученые единодушны во мнении, что этнические 66 См: Кок И.С. Психология предрассудка // Новый мир.I960. №9. С. 187-203.; Кон И.С. Национальный характер миф или реальность // Иностранная литература. №9. С.215-229.; Красов Б.С. Социально культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М. 1982. С. 29. 67 Кон И.С. Социология лености. М.: 1967, с. 11 6,1 См: Байбурнн А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционных культур //Советская этнофафия. 1985. №2. С.36-16; Этнические стереотипы мужского и женского поведения // Ред. Байбурнн А.К.. Кон И.С. Спб.199!. С. 3-4; Байбурнн А.К. Ритуал в традиционной культуре. Спб.1993. -С 4-5. |
29 обусловлено категоризацией, обобщением и фиксацией в общественном сознании. Социальный стереотип явление, включающее в себя элементы возможного истинного знания, но имеющее тенденцию к искажению действительности, сближающееся в определенных пределах с явлениями и предрассудками и догмы, тем не менее, играющие огромную роль в социальной жизни общества. Ключевым различием подходов отечественных и западных ученых является обоснование стереотипа как феномена сознания вообще и конкретных стереотипов, в частности. Западные социологи рассматривают антропостереотипы как чисто психическое образование, без учета социально-культурных факторов. Диссертант полагает, что от анализа общего явления (т.е. социального стереотипа) необходимо перейти к философскому анализу частного явления, или, иначе, к изучению заявленной проблемы. Изучению проблемы функционирования этнических стереотипов в общественном и индивидуальном сознании посвящены публицистические работы Б.С. Брасова и И.С. Кона40, функционированию этнических стереотипов в духовной культуре в виде стереотипов поведения и общения работы этнографа К.С. Байбурина41. Отечественные ученые единодушны во мнении, что этнические стереотипы мышления и поведения являются неотъемлемыми элементами общественного сознания и самосознания представителей этноса, оформляются и воспроизводятся в условиях контакта с представителями других этносов и служат «защитным» барьером для самосохранения своеобразия духовной культуры. 40 См: Кон И.С. Психология предрассудка // Новый мир.1966. .№9. С. 187-203.; Кон И.С. Национальный характер миф или реальность // Иностранная литература. №9. С.215-229.; Ерасов Б.С. Социально культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М. 1982. С 29. 41 См: Байбурин А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционных культур // Советская этнография. 1985.№2. С.36-46; Этнические стереотипы мужского и женского повеления // Ред. Байбурин А.К., Кон И.С. Спб.1991. С. 3-4; Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Спб.1993. С 4-5. |