стереотипы мышления и поведения являются неотъемлемыми элементами общественного сознания и самосознания представителей этноса, оформляются и воспроизводятся в условиях контакта с представителями других этносов и служат «защитным» барьером для самосохранения своеобразия духовной культуры. По мнению А.В. Авксентьева и В.А. Авксентьева; «этнический стереотип упрощенный, устойчивый взгляд на качества, достоинства и недостатки различных национальных групп. Является элементарным психологическим образованием, легко возникает в ходе контакта 69 различных национальных групп» . Рассматривая данный феномен с различных точек зрения, можно предположить возможность деления категории «этнический стереотип» на две части, и выделить этнические стереотипы поведения и этнические стереотипы мышления. Ввиду того, что в обществоведческой науке этнические стереотипы отождествляются только со стереотипами мышления и до настоящего времени отсутствует единое определение изучаемого феномена. С точки зрения соискателя, этнические стереотипы поведения это комплекс элементов духовной культуры, зафиксированный на уровне этнического самосознания, воспроизводящийся в моноэтничной среде в процессе социализации, проявляющийся в повседневной жизни представителей этноса в виде традиций и выступает защитным барьером для сохранения самобытной духовной культуры этноса. Этнические стереотипы мышления, исходя из анализа, представляют собой синтез традиционных, исторически сложившихся этнических представлений и упрощенного, ценностно окрашенного представления о достоинствах и недостатках представителей различных этносов, которое возникло в ходе неудачного межэтнического контакта. 69 69 Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологическнй словарьсправочник. Ставрополь. 1994.-С. 85. 42 |
29 обусловлено категоризацией, обобщением и фиксацией в общественном сознании. Социальный стереотип явление, включающее в себя элементы возможного истинного знания, но имеющее тенденцию к искажению действительности, сближающееся в определенных пределах с явлениями и предрассудками и догмы, тем не менее, играющие огромную роль в социальной жизни общества. Ключевым различием подходов отечественных и западных ученых является обоснование стереотипа как феномена сознания вообще и конкретных стереотипов, в частности. Западные социологи рассматривают антропостереотипы как чисто психическое образование, без учета социально-культурных факторов. Диссертант полагает, что от анализа общего явления (т.е. социального стереотипа) необходимо перейти к философскому анализу частного явления, или, иначе, к изучению заявленной проблемы. Изучению проблемы функционирования этнических стереотипов в общественном и индивидуальном сознании посвящены публицистические работы Б.С. Брасова и И.С. Кона40, функционированию этнических стереотипов в духовной культуре в виде стереотипов поведения и общения работы этнографа К.С. Байбурина41. Отечественные ученые единодушны во мнении, что этнические стереотипы мышления и поведения являются неотъемлемыми элементами общественного сознания и самосознания представителей этноса, оформляются и воспроизводятся в условиях контакта с представителями других этносов и служат «защитным» барьером для самосохранения своеобразия духовной культуры. 40 См: Кон И.С. Психология предрассудка // Новый мир.1966. .№9. С. 187-203.; Кон И.С. Национальный характер миф или реальность // Иностранная литература. №9. С.215-229.; Ерасов Б.С. Социально культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М. 1982. С 29. 41 См: Байбурин А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционных культур // Советская этнография. 1985.№2. С.36-46; Этнические стереотипы мужского и женского повеления // Ред. Байбурин А.К., Кон И.С. Спб.1991. С. 3-4; Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Спб.1993. С 4-5. 30 По мнению А.В. Авксентьева и В.А. Авксентьева, «этнический стереотип упрощенный, устойчивый взгляд на качества, достоинства и недостатки различных национальных групп. Является элементарным психологическим образованием, легко возникает в ходе контакта различных национальных групп»42. Диссертант полагает, что рассмотрение заявленной проблемы предполагает деление категории «этнические стереотипы» на две более узкие, и выделить этнические стереотипы поведения и этнические стереотипы мышления. Ввиду того, что в обществоведческой науке этнические стереотипы отождествляются только со стереотипами мышления и до настоящего времени отсутствует единое определение изучаемого феномена. Поставленная диссертантом проблема обязывает предложить собственную трактовку этнического стереотипа поведения и уточнить трактовку этнического стереотипа мышления. С точки зрения соискателя, этнические стереотипы поведения это комплекс элементов духовной культуры, зафиксированный на уровне этнического самосознания, воспроизводящийся в моноэтничной среде в процессе социализации, проявляющийся в повседневной жизни представителей этноса в виде традиций и выступает защитным барьером для сохранения самобытной духовной культуры этноса. Этнические стереотипы мышления, по мнению диссертанта, представляют собой синтез традиционных, исторически сложившихся этнических представлений и упрощенного, ценностно окрашенного представления о достоинствах и недостатках представителей различных этносов, которое возникло в ходе неудачного межэтнического контакта. 42 Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь справочник. Ставрополь. 1994.—С. 85. 128 рически складывающихся культурных особенностей данной этнической общности и длительной истории развития ее взаимоотношений с другими этническими группами, формирующихся межэтнических отношений, являются ярким воплощением общественного мнения на определенном историческом этапе. В связи с отсутствием в обществоведческой науке единого определения категории «этнический стереотип» диссертантом предложена собственная трактовка этнического стереотипа поведения и уточнена трактовка этнического стереотипа мышления. Итак, этнические стереотипы поведения это комплекс элементов духовной культуры, зафиксированный на уровне этнического самосознания, передающийся из поколения в поколение в моноэтнической среде в процессе социализации, проявляющийся в повседневной жизни представителей этноса в виде традиций и выступает защитным барьером для сохранения самобытной духовной культуры этноса, а этнические стереотипы мышления это синтез традиционных, исторически сложившихся этнических представлений и упрощенного, ценностно окрашенного представления о достоинствах и недостатках представителей различных этносов, возникшее в ходе неудачного межэтнического контакта. Этнические стереотипы поведения с самого раннего детства способствуют закреплению культурных традиций и привычек, присущих моноэтнической среде, в которой представитель данного этноса воспитывается, выступая культурным барьером для защиты личности и как средство ее самоутверждения в своей этнической среде и в иноэтнической среде. Генезис этнических стереотипов неразрывно связан с формированием этнического самосознания, возникающего в результате длительного общественно исторического развития этноса. Этнические стереотипы как отражение социально культурных особенностей этноса и исторически формирующихся межэтнических отношений, являются ярким воплощением общественного мнения на определенном историческом этапе. В диссертации от |