Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 47]

осуждению.
Попытка выйти за установленные рамки чревата жестким наказанием.
Как правило, в жестко регламентированных этнических общностях оборотной стороной традиционной солидарности является обособление членов данной группы, клана, тейпа, семьи,
что проявляется, прежде всего, в равнодушии или враждебности к окружающим их многочисленным этносам, которые воспринимаются как чужаки.
Исходя из рассмотренного выше социального фактора традиционности, воздействующего на современную жизнь этносов, необходимо отметить, что функционирование жестко регламентированных этнических общностей напрямую связано с этническими стереотипами поведения и общения, которые взращены в закрытой для посторонней культуры моносреде.
В данном случае этнические стереотипы, выработанные и проверенные жизнью не одного поколения предков, являются в большей степени мифологизированными и жестко фиксированными образованиями, не поддающимися, никакому воздействию извне.
Усвоенные с детства привычки, взгляды, мнения, в
дальнейшем являются яркими проводниками для формирования этнических стереотипов, которые затем проявляются в широком диапазоне реакций на окружающее: от предпочтения в пище до отношения к представителям других этносов.
Именно они в достаточной степени устойчивы в самых различных условиях.
В целом они весьма схожи с устойчивыми чувствами симпатии и антипатии.
Подобные стереотипы могут быть узко личностными и весьма широкими.
Вторая группа этнических стереотипов складывается в общественном сознании стихийно, под воздействием определенных социально политических, культурных, экономических факторов, которые представители этноса черпают из повседневности.
Этнические стереотипы данной группы необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи с современными социокультурными процессами, происходящими в современном мире.
Этнические стереотипы, навязываемые индивидам на информационном уровне являются новыми социальными образованиями, довольно
[стр. 37]

37 единстве и целостности общества.44 На более позднем этапе подход к традиционным обществам с точки зрения их функционального единства уступает место теории конфликтов как основы интеграции.
Структура изучаемых обществ стала изображатся как динамическое поле конфликтов.45 В этнических общностях индивид выступает несамостоятельным, принадлежащим к более обширному коллективу разного типа и уровня, действующим как первичный субъект (род, семья, каста).
Семейно-родственные, этнические, тейповые и кастовые связи обеспечивают существование и социализацию своих членов, но только на условии их подчинения жесткому конформизму в поведении, образе жизни и мышлении.46 Чрезмерное усердие, случайная «удача» подвергаются осуждению.
Попытка выйти за установленные рамки чревата жестким наказанием.
Как правило, в жестко регламентированных этнических общностях оборотной стороной традиционной солидарности является обособление членов данной группы, клана, тейпа, семьи,
которая проявляется, прежде всего, в равнодушии или враждебности к окружающим их многочисленным этносам, которые воспринимаются как чужаки.
Исходя из рассмотренного выше социального фактора традиционности, воздействующего на современную жизнь этносов, необходимо отметить, что функционирование жестко регламентированных этнических общностей напрямую связано с этническими стереотипами поведения и общения, которые взращены в закрытой для посторонней культуры моносреде.
В данном случае этнические стереотипы, выработанные и проверенные жизнью не одного поколения предков, являются в большей степени мифологизированными и жестко фиксированными образованиями, не поддающимися никакому воздействию извне.
Усвоенные с детства привычки, взгляды, мнения, в
даль44 См: Концепции зарубежной этнологии.
Критические очерки.
М.,1976.
С.
14-23.
45 См: Ерасов Б.С.
Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки.
М.
1982.
С.
23.
46 Ерасов Б.С.
Указ, работа.
С.23.


[стр.,38]

38 нейшем являются ярким проводником для формирования этнических стереотипов, которые затем проявляются в широком диапазоне реакций на окружающее: от предпочтения в пище до отношения к представителям других этносов.
Именно они в достаточной степени устойчивы в самых различных условиях.
В целом они весьма схожи с устойчивыми чувствами симпатии и антипатии.
Подобные стереотипы могут быть узко личностными и весьма широкими.
Вторая группа этнических стереотипов складывается в общественном сознании стихийно, под воздействием определенных социально политических, культурных, экономических факторов, которые представители этноса черпают из повседневности.
Этнические стереотипы данной группы необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи с современными социокультурными процессами, происходящими в современном мире.
Этнические стереотипы, навязываемые индивидам на информационном уровне являются новыми социальными образованиями, довольно
подвижными и быстро изменяющимися.
Особенность информации о событии или о человеке состоит в том, что она специально создана другими людьми по определенному идеологическому заказу и передана человеку через слово.
Цель передачи этой информации воздействие, изменение человека.
Эта информация объединяет человека с одними и одновременно разъединяет с другими.
Наиболее ярким примером этнических стереотипов второй группы являются навязываемые средствами массовой информации критерии деления этносов на «хороших» и «плохих».
Так, благодаря информации, получаемой из различных источников средств массовой информации военные действия на Балканском полуострове и в Чечне, в конце 90-х годов XX века, привели к единому мнению, что сербы по отношению к хорватам и албанцам, а русские по отношению к представителям вайнахов являются завоевателями.
Научно необоснованные, выполненные по определенному политическому заказу, с целью дес

[Back]