подвижными и быстро изменяющимися. Особенность информации о событии или о человеке состоит в том, что она специально создана другими людьми по определенному идеологическому заказу и передана человеку через слово. Цель передачи этой информации воздействие, изменение человека. Эта информация объединяет человека с одними и одновременно разъединяет с другими. Наиболее ярким примером этнических стереотипов второй группы являются навязываемые средствами массовой информации критерии деления этносов на «хороших» и «плохих». Так, благодаря информации, получаемой из различных источников средств массовой информации военные действия на Балканском полуострове и в Чечне, в конце 90-х годов XX века, привели к единому мнению, что сербы по отношению к хорватам и албанцам, а русские по отношению к представителям вайнахов являются завоевателями. Научно необоснованные, выполненные по определенному политическому заказу, с целью дестабилизации, популистские статьи навязывают людям определенно негативные в идеологическом плане стереотипы. Этнические стереотипы поведения стереотипы первой группы, являющиеся неотъемлемыми элементами этнического сознания и самосознания, представляют собой прочную установку, под влиянием которой принимается или отвергается фиксируемая человеком информация. Этнический стереотип близок к социальной установке, что предполагает выделение в его структуре компонентов, аналогичных структурным компонентам установки. Установка представляет собой основу стереотипа, готовность воспринимать явление или предмет определенным образом, включая его в определенный контекст предшествующего опыта. «Этнические установки это готовность личности воспринимать те или иные факторы этнической жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом»'4. Этнические установки фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и взаимосвязей с другими 74 74 Поршпсв Б.Ф. Социальная психология и история. М. 1979. С. 44. |
38 нейшем являются ярким проводником для формирования этнических стереотипов, которые затем проявляются в широком диапазоне реакций на окружающее: от предпочтения в пище до отношения к представителям других этносов. Именно они в достаточной степени устойчивы в самых различных условиях. В целом они весьма схожи с устойчивыми чувствами симпатии и антипатии. Подобные стереотипы могут быть узко личностными и весьма широкими. Вторая группа этнических стереотипов складывается в общественном сознании стихийно, под воздействием определенных социально политических, культурных, экономических факторов, которые представители этноса черпают из повседневности. Этнические стереотипы данной группы необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи с современными социокультурными процессами, происходящими в современном мире. Этнические стереотипы, навязываемые индивидам на информационном уровне являются новыми социальными образованиями, довольно подвижными и быстро изменяющимися. Особенность информации о событии или о человеке состоит в том, что она специально создана другими людьми по определенному идеологическому заказу и передана человеку через слово. Цель передачи этой информации воздействие, изменение человека. Эта информация объединяет человека с одними и одновременно разъединяет с другими. Наиболее ярким примером этнических стереотипов второй группы являются навязываемые средствами массовой информации критерии деления этносов на «хороших» и «плохих». Так, благодаря информации, получаемой из различных источников средств массовой информации военные действия на Балканском полуострове и в Чечне, в конце 90-х годов XX века, привели к единому мнению, что сербы по отношению к хорватам и албанцам, а русские по отношению к представителям вайнахов являются завоевателями. Научно необоснованные, выполненные по определенному политическому заказу, с целью дес 39 табилизации, популистские статьи навязывают людям определенно негативные в идеологическом плане стереотипы. Этнические стереотипы поведения стереотипы первой группы, являющиеся неотъемлемыми элементами этнического сознания и самосознания, представляют собой прочную установку, под влиянием которой принимается или отвергается фиксируемая человеком информация. Этнический стереотип близок к социальной установке, что предполагает выделение в его структуре компонентов, аналогичных структурным компонентам установки. Установка представляет собой основу стереотипа, готовность воспринимать явление или предмет определенным образом, включая его в определенный контекст предшествующего опыта. «Этнические установки это готовность личности воспринимать те или иные факторы этнической жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом»47. Этнические установки фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей. Традиционно закрепившийся в общественных науках термин “национальный или этнический стереотип” означает устойчивое, схематично е и эмоционально окрашенное мнение представителей одного народа о другом или о самой себе. Оба варианта термина часто употребляются как синонимы. В лучшем случае термин “национальный стереотип” не употребляют для характеристики этнических предрассудков добуржуазного периода, поскольку тогда еще не было наций. Являясь естественными составными элементы «этнического сознания и самосознания, этнические стереотипы как своего рода коллективное представление”48, помогают людям осознать свою этническую принадлежность, свое отличие от других этнических общностей. *' Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М. 1979. С. 44. 48 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 119. |