Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 49]

народами, людьми иных национальностей.
Традиционно закрепившийся в общественных науках термин
«национальный или этнический стереотип» означает устойчивое, схематичное и эмоционально окрашенное мнение представителей' одного народа о* другом или о самой себе.
Оба варианта терминачасто употребляются как синонимы.
В лучшем случае термин
«национальный стереотип» неупотребляют для характеристики этнических предрассудков добуржуазного периода, поскольку тогда еще не было наций.
Являясь естественными составными элементы
«этшгческого сознания и самосознания, этнические стереотипы как своего рода коллективное представление»75 76, помогаютлюдям осознать свою этническую принадлежность, свое отличие от других этнических общностей.
Функционирующие в общественном сознании этнические стереотипы воплощают в себе специфическое отражение ценностей, отношение к объекту,
го есть его усредненное восприятие.
Иначе говоря, если «ценность мы примем за норму, то этнический стереотип будет нормой отношения к норме, то есть, нормой в квадрате»
б.
Являясь зависимыми от ценностных ориентации, этнические стереотипы вытекают из этнических ценностей и выражают их в схематичном виде.
В то же время этнический стереотип позволяет личности без лишних размышлений соотнести собственную оценку любого явления с политической ценностной шкалой своей группы.
Желая соответствовать ожиданиям группы (иначе легко попасть в категорию изгоев); человек невольно определяет свои политические симпатии в рамках, диктуемых этой шкалой.
Можно объяснить силу воздействия этнических стереотипов их глубокой родственной связью с традиционализмом мифологического сознания.
Этнические стереотипы поведения стереотипы первой группы,
75 БромпеП Ю.В.
Очерки теории этноса.
М„ I9S3.
С.
119.
76 Бобнепа М.И.
Социальные нормы и регуляция поведения.
М.
1978.
С.
112
[стр. 39]

39 табилизации, популистские статьи навязывают людям определенно негативные в идеологическом плане стереотипы.
Этнические стереотипы поведения стереотипы первой группы,
являющиеся неотъемлемыми элементами этнического сознания и самосознания, представляют собой прочную установку, под влиянием которой принимается или отвергается фиксируемая человеком информация.
Этнический стереотип близок к социальной установке, что предполагает выделение в его структуре компонентов, аналогичных структурным компонентам установки.
Установка представляет собой основу стереотипа, готовность воспринимать явление или предмет определенным образом, включая его в определенный контекст предшествующего опыта.
«Этнические установки это готовность личности воспринимать те или иные факторы этнической жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом»47.
Этнические установки фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей.
Традиционно закрепившийся в общественных науках термин
“национальный или этнический стереотип” означает устойчивое, схематично е и эмоционально окрашенное мнение представителей одного народа о другом или о самой себе.
Оба варианта термина часто употребляются как синонимы.
В лучшем случае термин
“национальный стереотип” не употребляют для характеристики этнических предрассудков добуржуазного периода, поскольку тогда еще не было наций.
Являясь естественными составными элементы
«этнического сознания и самосознания, этнические стереотипы как своего рода коллективное представление”48, помогают людям осознать свою этническую принадлежность, свое отличие от других этнических общностей.
*'
Поршнев Б.Ф.
Социальная психология и история.
М.
1979.
С.
44.
48 Бромлей Ю.В.
Очерки теории этноса.
М., 1983.
С.
119.


[стр.,40]

40 Функционирующие в общественном сознании этнические стереотипы воплощают в себе специфическое отражение ценностей, отношение к объекту, то есть его усредненное восприятие.
Иначе говоря, если «ценность мы примем за норму, то этнический стереотип будет нормой отношения к норме, то есть, нормой в квадрате”49.

Являясь зависимыми от ценностных ориентаций, этнические стереотипы вытекают из этнических ценностей и выражают их в схематичном виде.
В то же время этнический стереотип позволяет личности без лишних размышлений соотнести собственную оценку любого явления с политической ценностной шкалой своей группы.
Желая соответствовать ожиданиям группы (иначе легко попасть в категорию изгоев), человек невольно определяет свои политические симпатии в рамках, диктуемых этой шкалой.
Можно объяснить силу воздействия этнических стереотипов их глубокой родственной связью с традиционализмом мифологического сознания.
Этнические стереотипы поведения стереотипы первой группы,
восходят к временам глубокой древности, к народным эпосам, бережно передаваемым из поколения в поколение.
Каждое племя, народность, нация в определенную историческую эпоху обладают рядом культурных стереотипов символов, присущих данной этнической общности и не присущих или присущих в меньшей степени другой.
Нетрудно заметить, что географические, экономические и исторические условия породили значительные различия в культуре таких некогда единых по этническим корням человеческих коллективов, как американцы, австралийцы, новозеландцы и канадцы, и в результате «великого переселения народов» возникли культуры, со своими необычными и не всегда понятными традициями.
Исследование характеристик этнических стереотипов, по мнению Г.
У.
Кцоевой, предполагает выявление типичных реакций на этнические объекты, анализ характера и специфики устойчивого отношения к представителям 49 Бобнева М.И.
Социальные нормы и регуляция поведения.
М.
1978.
С.
112.


[Back]