восходят к временам глубокой древности, к народным эпосам, бережно передаваемым из поколения в поколение. Каждое племя, народность, нация в определенную историческую эпоху обладают рядом культурных стереотипов символов, присущих данной, этнической общности и не присущих или присущих в меньшей степенидругой. Нетрудно заметить, что географические, экономические и исторические условия породили значительные различия в культуре таких некогда единых по этническим корням человеческих коллективов, как американцы, австралийцы, новозеландцы и канадцы, и в результате «великого переселения народов» возникли культуры, со своими необычными и не всегда понятными традициями. Исследование характеристик этнических стереотипов, по мнению Г.У. Кцоевой, предполагает выявление типичных реакций на этнические объекты, анализ характера и специфики устойчивого отношенияк представителям другой национальности'Даже первоначальное поверхностное знание об интересуемом этническом объекте уже порождает определенное отношение притяжения (симпатия, заинтересованность), отталкивание (неприязнь, антипатия) или безразличия к представителям другой этнической группы. Среди множества функционирующих в общественном сознании этнических стереотипов второй группы, огромное количество из них, как правило, являются негативными, так как были получены ранее из неудачного общения и касаются отдельных личностей, отдельных «негативных» качеств представителей разных этносов. Нередко негативные этнические стереотипы переносятся с конкретного человека на тот или иной этнос в целом, и характеризуется как «агрессивный». Подобная предубежденность, несомненно, оказывает влияние на взаимоотношения между представителями разных этносов и может порождать конфликтную ситуацию, если речь идет п См.: Кцосва Г.У. Роль аффективного компонента этнических стереотипов в межнациональном общении// Категории, принципы и методы психологии. М. 1983, С. 161. |
40 Функционирующие в общественном сознании этнические стереотипы воплощают в себе специфическое отражение ценностей, отношение к объекту, то есть его усредненное восприятие. Иначе говоря, если «ценность мы примем за норму, то этнический стереотип будет нормой отношения к норме, то есть, нормой в квадрате”49. Являясь зависимыми от ценностных ориентаций, этнические стереотипы вытекают из этнических ценностей и выражают их в схематичном виде. В то же время этнический стереотип позволяет личности без лишних размышлений соотнести собственную оценку любого явления с политической ценностной шкалой своей группы. Желая соответствовать ожиданиям группы (иначе легко попасть в категорию изгоев), человек невольно определяет свои политические симпатии в рамках, диктуемых этой шкалой. Можно объяснить силу воздействия этнических стереотипов их глубокой родственной связью с традиционализмом мифологического сознания. Этнические стереотипы поведения стереотипы первой группы, восходят к временам глубокой древности, к народным эпосам, бережно передаваемым из поколения в поколение. Каждое племя, народность, нация в определенную историческую эпоху обладают рядом культурных стереотипов символов, присущих данной этнической общности и не присущих или присущих в меньшей степени другой. Нетрудно заметить, что географические, экономические и исторические условия породили значительные различия в культуре таких некогда единых по этническим корням человеческих коллективов, как американцы, австралийцы, новозеландцы и канадцы, и в результате «великого переселения народов» возникли культуры, со своими необычными и не всегда понятными традициями. Исследование характеристик этнических стереотипов, по мнению Г. У. Кцоевой, предполагает выявление типичных реакций на этнические объекты, анализ характера и специфики устойчивого отношения к представителям 49 Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М. 1978. С. 112. 41 зосенлгидл ( другой национальности50. Даже первоначалй5б^д裏§рхшстное знание об интересуемом этническом объекте уже порождает определенное отношение притяжения (симпатия, заинтересованность), отталкивание (неприязнь, антипатия) или безразличия к представителям другой этнической группы. Среди множества функционирующих в общественном сознании этнических стереотипов второй группы, огромное количество из них, как правило, являются негативными, так как были получены ранее из неудачного общения и касаются отдельных личностей, отдельных «негативных» качеств представителей разных этносов. Нередко негативные этнические стереотипы переносятся с конкретного человека на тот или иной этнос в целом, и характеризуется как «агрессивный». Подобная предубежденность, несомненно, оказывает влияние на взаимоотношения между представителями разных этносов и может порождать конфликтную ситуацию, если речь идет об эмоционально враждебном тоне и общей отрицательной установке по отношению к данной этнической группе. Любой этнический стереотип является продуктом исторического развития, экономических условий и социальной структуры. Исследования социологов, относящиеся к проблемам этнических предрассудков, свидетельствуют о том, что наибольшая нетерпимость характерна для тех социальных слоев, которые опасаются экономической конкуренции и не уверены в своем завтрашнем дне51. Эта неустойчивость порождает страх и непрерывные поиски потенциальных врагов. Питательной средой для распространения негативных этнических стереотипов является этноцентризм устойчивое психологическое образование, сущность которого заключается в преувеличении значимости собственного этноса в истории человечества, его вклада в культуру и, соответственно, пре50 См: Кцосва Г.У. Роль аффективного компонента этнических стереотипов в межнациональном общении // Категории, принципы и методы психологии. М. 1983, С. 161. 51 Исмагилова Р.Н. Этнические стереотипы и проблемы национальной интеграции в тропической Африке // Народы Азии и Африки. 1987. №4. С. 38. |