Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 51]

об эмоционально враждебном тоне и общей отрицательной установке по отношению к данной этнической группе.
Любой этнический стереотип является продуктом исторического развития, экономических условий и социальной структуры.
Исследования социологов, относящиеся к проблемам этнических предрассудков, свидетельствуют о том, что наибольшая нетерпимость характерна для тех социальных слоев, которые опасаются экономической конкуренции и не уверены в своем завтрашнем
дне78.
Эта неустойчивость порождает страх и непрерывные поиски потенциальных врагов.
Питательной средой для распространения негативных этнических стереотипов является этноцентризм устойчивое психологическое образование, сущность которого заключается в преувеличении значимости собственного этноса в истории человечества, его вклада в культуру и, соответственно,
преуменьшении значимости других этносов в истории и культуре человечества.
При этом,
собственная группа является центром всего мироздания, а все остальное анализируется и оценивается в сопоставлении с
ней»79.
Корни этноцентризма кроются, как правило, в объективно' исторических факторах, прежде всего в неравномерности социально экономического и культурного развития этнических общностей, служащих причиной противоречий между различными этносами.
Этноцентризм представляет собой сложное социально психологическое явление, которое одними гранями (чувство гордости за свой этнос, его культурные ценности) смыкается с патриотизмом, а другие (высокомерие, пренебрежительное отношение к иным народам, противопоставление «своего» «чужому») с
soшовинизмом .
Исмагилова Р.Н.
Этнические стереотипы и проблемы национальной интеграции в тропической Африке // Народы Азии и Африки.
1987.
№4.
С.

38.

'9 См.: Авксентьев А.В., Авксентьев В.А.
Краткий
этносоциологнческнй словарь справочник.
Ставрополь.
1994.-С.
93 ки См.: Исмагилова Р.Н.
Этнические стереотипы и проблемы национальной интеграции в тропической
51
[стр. 41]

41 зосенлгидл ( другой национальности50.
Даже первоначалй5б^д裏§рхшстное знание об интересуемом этническом объекте уже порождает определенное отношение притяжения (симпатия, заинтересованность), отталкивание (неприязнь, антипатия) или безразличия к представителям другой этнической группы.
Среди множества функционирующих в общественном сознании этнических стереотипов второй группы, огромное количество из них, как правило, являются негативными, так как были получены ранее из неудачного общения и касаются отдельных личностей, отдельных «негативных» качеств представителей разных этносов.
Нередко негативные этнические стереотипы переносятся с конкретного человека на тот или иной этнос в целом, и характеризуется как «агрессивный».
Подобная предубежденность, несомненно, оказывает влияние на взаимоотношения между представителями разных этносов и может порождать конфликтную ситуацию, если речь идет об эмоционально враждебном тоне и общей отрицательной установке по отношению к данной этнической группе.
Любой этнический стереотип является продуктом исторического развития, экономических условий и социальной структуры.
Исследования социологов, относящиеся к проблемам этнических предрассудков, свидетельствуют о том, что наибольшая нетерпимость характерна для тех социальных слоев, которые опасаются экономической конкуренции и не уверены в своем завтрашнем
дне51.
Эта неустойчивость порождает страх и непрерывные поиски потенциальных врагов.
Питательной средой для распространения негативных этнических стереотипов является этноцентризм устойчивое психологическое образование, сущность которого заключается в преувеличении значимости собственного этноса в истории человечества, его вклада в культуру и, соответственно,
пре50 См: Кцосва Г.У.
Роль аффективного компонента этнических стереотипов в межнациональном общении // Категории, принципы и методы психологии.
М.
1983, С.
161.
51 Исмагилова Р.Н.
Этнические стереотипы и проблемы национальной интеграции в тропической
Африке // Народы Азии и Африки.
1987.
№4.
С.
38.


[стр.,42]

42 уменьшении значимости других этносов в истории и культуре человечества.
При этом, собственная группа является центром всего мироздания, а все остальное анализируется и оценивается в сопоставлении с
ней.112 Корни этноцентризма кроются как правило в объективно исторических факторах, прежде всего в неравномерности социально экономического и культурного развития этнических общностей, служащих причиной противоречий между различными этносами.
Этноцентризм представляет собой сложное социальнопсихологическое явление, которое одними гранями (чувство гордости за свой этнос, его культурные ценности) смыкается с патриотизмом, а другие (высокомерие, пренебрежительное отношение к иным народам, противопоставление «своего» «чужому») с
шовинизмом52 53 Восприятие и оценка представителей иноэтнической общности происходит, как правило, с позиции этноцентризма.
Сущность этого явления заключается в преувеличении значимости собственного этноса в истории человечества, его вклада в культуру и, соответственно, принижения роли вклада других этносов в истории и культуру.
Этноцентризм характеризуется большой значимостью эмоционального компонента и проявляется на фоне определенного социального контекста.
Представления о собственной этнической общности как эталоне рождается не сразу, ему предшествуют многовековые процессы.
С одной стороны, это установка группы на самое себя как этноцентр, а с другой, оценка остальных с этноцентристской позиции.
Образ, построенный в соответствии с этой установкой, формирует этнический стереотип.
Необходимо подчеркнуть, что этнический стереотип не обязательно рисует другую этническую группу в негативном свете, но всегда дает субъективное восприятие представителя другой группы.
В зависимости от интенсивности и поляризации эмоционального заряда этнические стереотипы 52 См: Авксентьев А.В., Авксентьев В.А.
Краткий
этносоииологический словарь справочник.
Ставрополь.
1994.С.
93.
53 См:Ис.магилова P.H.
Этнические стереотипы и проблемы национальной интеграции в тропической
Африке // Народы Азии и Африки 1987.
№4.
С.

39.


[стр.,63]

63 шая личность в обыденном сознании индивидов предстает в своем функциональном единственном измерении быть верховной силой во всей системе правления страной, государством.
«Сила авторитета» претерпевает своеобразную метаморфозу, становясь «авторитетом силы», который, вырастая из веками продолжавшегося подчинения масс, то есть, «будучи отношением, сознательно навязанным им в течение многих столетий правящей верхушкой, накапливается в общественной памяти и с необходимостью превращается в этнический стереотип авторитарного фетишизма, то есть в социальный символ»83.
Он предполагает не только слепую веру в авторитарную персону со стороны подчиненных, но и механическое (неосознанное) равнение на нее как на некий образец всевышнего, как личность сверхчувственную, непогрешимую, символизирующую собой социально государственную целостность.
Ярким примером функционирования этнических стереотипов в общественном сознании и проявлении его на уровне этнического самосознания является этноцентризм.
По мнению А.В.
Авксентьева и В.А.
Авксентьева, «этноцентризм это устойчивое этнопсихологическое образование, сущность которого заключается в преувеличении значимости собственного этноса в истории человечества, его вклада в культуру и, соответственно, преуменьшение значимости других этносов в истории и культуре человечества.
При этом
ценности, традиции, обычаи своего народа рассматриваются как наиболее «правильные», а соответствующие ценности, традиции, обычаи других этносов оцениваются через призму собственных»84.
Представление о собственной этнической общности как эталоне рождается не сразу, ему всегда предшествуют многовековые процессы.
Как правило, основой этноцентризма является комплиментарное сознание, то есть ощущение внутригруп83Лнтонов В.И.
Символ, наука, культура.
М.
1995.
С.
104.
84 Авксентьев А.В., Авксентьев B.A.
Краткий этносоциологический словарь справочник.
Ставрополь.
1994.-С.93

[Back]