Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 52]

Восприятие и оценка представителей иноэтнической общности происходит, как правило, с позиции этноцентризма.
Сущность этого явления заключается в преувеличении значимости собственного этноса в истории человечества, его вклада в культуру и, соответственно, принижения роли вклада других этносов в истории и культуру.
Этноцентризм характеризуется большой значимостью^ эмоционального компонента и проявляетсяна фоне определенного социального контекста.
Представления о собственной этнической общности как эталоне рождается не сразу, ему предшествуют многовековые процессы.
С одной стороны,
эго установка группы на самое себя как этно-центр, а с другой, оценка остальных с этноцентристской позиции.
Образ, построенный в соответствии с этой установкой, формирует этнический стереотип.
Необходимо подчеркнуть, что этнический стереотип не обязательно рисует другую этническую группу в негативном свете, но всегда дает субъективное восприятие представителя другой группы.
В зависимости от интенсивности и поляризации эмоционального заряда этнические стереотипы
приобретают соответствующую направленность (от позитивных стереотипов, до негативных).
Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие известным единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу.

В отечественном и зарубежном обществоведении, такими исследователями, как Т.
Адорно, Р.
Таджури, В.
Дуазом, В.
Л.
Артемовым, Г.М.
Кондратенко негативный этнический гетеростереотип обозначается термином предрассудок.

Исходя из этого предрассудки содержат лишь частные негативные характеристики иноэтнической группы, тогда как этнический стереотип предполагает негативную глобальную оценку этноса в целом и затрагивает конкретные этнокультурные особенности стереотипизируемого этноса.
Базой для формирования негативных этнических стереотипов служат предубеждения, определяющей
Африке// Народы Азии и Африки 1987 №4.
С 39.
[стр. 41]

41 зосенлгидл ( другой национальности50.
Даже первоначалй5б^д裏§рхшстное знание об интересуемом этническом объекте уже порождает определенное отношение притяжения (симпатия, заинтересованность), отталкивание (неприязнь, антипатия) или безразличия к представителям другой этнической группы.
Среди множества функционирующих в общественном сознании этнических стереотипов второй группы, огромное количество из них, как правило, являются негативными, так как были получены ранее из неудачного общения и касаются отдельных личностей, отдельных «негативных» качеств представителей разных этносов.
Нередко негативные этнические стереотипы переносятся с конкретного человека на тот или иной этнос в целом, и характеризуется как «агрессивный».
Подобная предубежденность, несомненно, оказывает влияние на взаимоотношения между представителями разных этносов и может порождать конфликтную ситуацию, если речь идет об эмоционально враждебном тоне и общей отрицательной установке по отношению к данной этнической группе.
Любой этнический стереотип является продуктом исторического развития, экономических условий и социальной структуры.
Исследования социологов, относящиеся к проблемам этнических предрассудков, свидетельствуют о том, что наибольшая нетерпимость характерна для тех социальных слоев, которые опасаются экономической конкуренции и не уверены в своем завтрашнем дне51.
Эта неустойчивость порождает страх и непрерывные поиски потенциальных врагов.
Питательной средой для распространения негативных этнических стереотипов является этноцентризм устойчивое психологическое образование, сущность которого заключается в преувеличении значимости собственного этноса в истории человечества, его вклада в культуру и, соответственно, пре50 См: Кцосва Г.У.
Роль аффективного компонента этнических стереотипов в межнациональном общении // Категории, принципы и методы психологии.
М.
1983, С.
161.
51 Исмагилова Р.Н.
Этнические стереотипы и проблемы национальной интеграции в тропической Африке // Народы Азии и Африки.
1987.
№4.
С.
38.


[стр.,42]

42 уменьшении значимости других этносов в истории и культуре человечества.
При этом, собственная группа является центром всего мироздания, а все остальное анализируется и оценивается в сопоставлении с ней.112 Корни этноцентризма кроются как правило в объективно исторических факторах, прежде всего в неравномерности социально экономического и культурного развития этнических общностей, служащих причиной противоречий между различными этносами.
Этноцентризм представляет собой сложное социальнопсихологическое явление, которое одними гранями (чувство гордости за свой этнос, его культурные ценности) смыкается с патриотизмом, а другие (высокомерие, пренебрежительное отношение к иным народам, противопоставление «своего» «чужому») с шовинизмом52 53 Восприятие и оценка представителей иноэтнической общности происходит, как правило, с позиции этноцентризма.
Сущность этого явления заключается в преувеличении значимости собственного этноса в истории человечества, его вклада в культуру и, соответственно, принижения роли вклада других этносов в истории и культуру.
Этноцентризм характеризуется большой значимостью эмоционального компонента и проявляется на фоне определенного социального контекста.
Представления о собственной этнической общности как эталоне рождается не сразу, ему предшествуют многовековые процессы.
С одной стороны,
это установка группы на самое себя как этноцентр, а с другой, оценка остальных с этноцентристской позиции.
Образ, построенный в соответствии с этой установкой, формирует этнический стереотип.
Необходимо подчеркнуть, что этнический стереотип не обязательно рисует другую этническую группу в негативном свете, но всегда дает субъективное восприятие представителя другой группы.
В зависимости от интенсивности и поляризации эмоционального заряда этнические стереотипы
52 См: Авксентьев А.В., Авксентьев В.А.
Краткий этносоииологический словарь справочник.
Ставрополь.
1994.С.
93.
53 См:Ис.магилова P.H.
Этнические стереотипы и проблемы национальной интеграции в тропической Африке // Народы Азии и Африки 1987.
№4.
С.
39.


[стр.,43]

43 приобретают соответствующую направленность (от позитивных стереотипов, до негативных).
Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие известным единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу.

Диссертантом отмечалось, что в отечественном и зарубежном обществоведении, такими исследователями как Т.
Адорно, Р.
Таджури, В.
Дуазом, В.
Л.
Артемовым, Г.М.
Кондратенко негативный этнический гетеростереотип обозначается термином предрассудок.

Диссертант полагает, что предрассудки содержат лишь частные негативные характеристики иноэтнической группы, тогда как этнический стереотип предполагает негативную глобальную оценку этноса в целом и затрагивает конкретные этнокультурные особенности стереотипизируемого этноса.
Базой для формирования негативных этнических стереотипов служат предубеждения, определяющей
характеристикой которых является отрицательный эмоциональный фон54.
Преломление предубеждений сквозь призму этнического самосознания приводит к усилению отрицательных аффективных моментов в структуре этнических стереотипов и превращает их в этнические предрассудки.
Возрастание отрицательного эмоционального заряда этнических предрассудков обуславливает ту иррациональность, которая характерна для регулятивной функции, выполняемой этническими предрассудками в процессе межнационального общения.
Сформированные системы этнических стереотипов являются культурной основой, в соответствие с которой происходит «построение соответствующего поведения по отношению к представителям иноэтнических групп»55.
Негативизм этнических стереотипов очень часто может быть стимулирован конфликтными событиями или обстоятельствами.
Так в период югославского конфликта, который продолжается до на54 См: Солдатова Г.У.
Психология межэтнической напряженности.
M.
1998.
С 89.
55 Артановский C.H.
Этноцентризм и "возврат к этничности": концепции и действительность // Этнографическое обозрение.
1992.
N З.-С.
17.

[Back]