Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 53]

характеристикой которых является отрицательный эмоциональный фон81.
Преломление предубеждений сквозь призму этнического самосознания приводит к усилению отрицательных аффективных моментов в структуре этнических стереотипов-и превращает их в этнические предрассудки.
Возрастание отрицательного эмоционального заряда этнических предрассудков обуславливает ту иррациональность, котораяг характерна, для регулятивной функции, выполняемой этническими предрассудками в процессе межнационального общения.
Сформированные системы этнических стереотипов являются культурной основой, в соответствие с которой происходит «построение соответствующего поведения по отношению к представителям иноэтнических
групп»82.
Негативизм этнических стереотипов очень часто может быть, стимулирован конфликтными событиями или обстоятельствами.
Так в период югославского конфликта, который продолжается до
настоящего времени, когда усилилось недоброжелательное отношение к албанцам, претендующим на свои исконно исторические земли, такие свойственные черты, как честолюбие, динамичность, способность к быстрой адаптации, предприимчивость, в других условиях могли бы способствовать уважительному отношению к представителям албанцев и к этнической группе в целом, в ситуации военного конфликта становились объектом враждебности других этносов.
Бытование негативных этнических стереотипов на уровне общественного сознания несет в себе как отрицательный, так и положительный моменты.
Отрицательный момент проявляется в следующем: этнические стереотипы выступают в качестве барьера для беспрепятственного межэтнического общения, они затрудняют взаимопонимание между этносами, разобщают их и содействуют возникновению трений между ними, активно способствуют обособленности
Sl См.: Солдатова Г.У.
Психология межэтнической напряженности.

М.
1998.
С 89.
Ъ1 ЛртановскиП С.Н.
Этноцентризм н «возврат к этичности»: концепции и действительность // Этнографическое обозрение.
1992.

№ 3.
С 17.
53
[стр. 43]

43 приобретают соответствующую направленность (от позитивных стереотипов, до негативных).
Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие известным единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу.
Диссертантом отмечалось, что в отечественном и зарубежном обществоведении, такими исследователями как Т.
Адорно, Р.
Таджури, В.
Дуазом, В.
Л.
Артемовым, Г.М.
Кондратенко негативный этнический гетеростереотип обозначается термином предрассудок.
Диссертант полагает, что предрассудки содержат лишь частные негативные характеристики иноэтнической группы, тогда как этнический стереотип предполагает негативную глобальную оценку этноса в целом и затрагивает конкретные этнокультурные особенности стереотипизируемого этноса.
Базой для формирования негативных этнических стереотипов служат предубеждения, определяющей характеристикой которых является отрицательный эмоциональный фон54.
Преломление предубеждений сквозь призму этнического самосознания приводит к усилению отрицательных аффективных моментов в структуре этнических стереотипов и превращает их в этнические предрассудки.
Возрастание отрицательного эмоционального заряда этнических предрассудков обуславливает ту иррациональность, которая характерна для регулятивной функции, выполняемой этническими предрассудками в процессе межнационального общения.
Сформированные системы этнических стереотипов являются культурной основой, в соответствие с которой происходит «построение соответствующего поведения по отношению к представителям иноэтнических
групп»55.
Негативизм этнических стереотипов очень часто может быть стимулирован конфликтными событиями или обстоятельствами.
Так в период югославского конфликта, который продолжается до
на54 См: Солдатова Г.У.
Психология межэтнической напряженности.

M.
1998.
С 89.
55 Артановский C.H.
Этноцентризм и "возврат к этничности": концепции и действительность // Этнографическое обозрение.
1992.

N З.-С.
17.


[стр.,44]

44 стоящего времени, когда усилилось недоброжелательное отношение к албанцам, претендующим на свои исконно исторические земли, такие свойственные черты, как честолюбие, динамичность, способность к быстрой адаптации, предприимчивость, в других условиях могли бы способствовать уважительном}' отношению к представителям албанцев и к этнической группе в целом, в ситуации военного конфликта становились объектом враждебности других этносов.
Бытование негативных этнических стереотипов на уровне общественного сознания несет в себе как отрицательный, так и положительный моменты.
Отрицательный момент проявляется в следующем: этнические стереотипы выступают в качестве барьера для беспрепятственного межэтнического общения, они затрудняют взаимопонимание между этносами, разобщают их и содействуют возникновению трений между ними, активно способствуют обособленности
этнических меньшинств, росту националистских настроений и эмоционально обостренному отношению к своему языку и особенностям культуры.
Положительным моментом является то, что стереотипы активно способствуют сохранению духовной культуры этносов, независимо от ареала расселения и проживания.
Одной из наиболее подвижных групп стереотипов, функционирующей в общественном сознании являются этнические стереотипы, сформированные в процессе внезапного этноконтактного взаимодействия и при передаче определенных этнических качеств через “третьих лиц”, без непосредственных контактов.
Итогом вышеописанных ситуаций является формирование лишь приблизительных, схематичных и упрощенных представлений о психологии, культуре, традициях, быта, иноэтничных общностей.
Такие этнические стереотипы, как правило, при благоприятном стечении обстоятельств, то есть при «положительном» исходе встречи между представителями разных этносов, исчезают.

[Back]