этнических меньшинств, росту националистских настроений и эмоционально обостренному отношению к своему языку и особенностям культуры. Положительным моментом является то, что стереотипы активно способствуют сохранению духовной культуры этносов, независимо от ареала расселения и проживания. Одной из наиболее подвижных групп стереотипов, функционирующей в общественном сознании являются этнические стереотипы, сформированные в. процессе внезапного этноконтактного взаимодействия и при передаче определенных этнических качеств через «третьих лиц», без непосредственных контактов. Итогом вышеописанных ситуаций является формирование лишь приблизительных, схематичных и упрощенных представлений о психологии, культуре, традициях, быта, иноэтничных общностей. Такие этнические стереотипы, как правило, при благоприятном стечении обстоятельств, то есть при «положительном» исходе встречи между представителями разных этносов, исчезают. Территориальная разрозненность и отдаленность проживания одной этнической группы от других предполагает наличие контактов между ними, а, следовательно, и совместной деятельности, в результате которой этносы получают определенную культурную информацию друг о друге. На основе этой информации формируются этнические стереотипы, которые представляют собой осознание характерных, с точки зрения данного этноса, признаков других этнических групп. Это осознание осуществляется в форме образа чужой этнической группы (группы «они»)83. Содержание этнических стереотипов обусловлено определенными историческими и культурными условиями. Качества, присущие тому или иному этносу в одни периоды его истории, по сравнению с другими периодами могут изменяться или исчезать. Этническое сознание, являясь одной из форм общественного сознания, содержит «не только знание об особенностях своей этнической группы, но и s> См.: Ахпсзср Л.С. Культурные основы межэтнических конфликтов / Общественные науки и современность. 1994. Ха 4 -С. 120. 54 |
44 стоящего времени, когда усилилось недоброжелательное отношение к албанцам, претендующим на свои исконно исторические земли, такие свойственные черты, как честолюбие, динамичность, способность к быстрой адаптации, предприимчивость, в других условиях могли бы способствовать уважительном}' отношению к представителям албанцев и к этнической группе в целом, в ситуации военного конфликта становились объектом враждебности других этносов. Бытование негативных этнических стереотипов на уровне общественного сознания несет в себе как отрицательный, так и положительный моменты. Отрицательный момент проявляется в следующем: этнические стереотипы выступают в качестве барьера для беспрепятственного межэтнического общения, они затрудняют взаимопонимание между этносами, разобщают их и содействуют возникновению трений между ними, активно способствуют обособленности этнических меньшинств, росту националистских настроений и эмоционально обостренному отношению к своему языку и особенностям культуры. Положительным моментом является то, что стереотипы активно способствуют сохранению духовной культуры этносов, независимо от ареала расселения и проживания. Одной из наиболее подвижных групп стереотипов, функционирующей в общественном сознании являются этнические стереотипы, сформированные в процессе внезапного этноконтактного взаимодействия и при передаче определенных этнических качеств через “третьих лиц”, без непосредственных контактов. Итогом вышеописанных ситуаций является формирование лишь приблизительных, схематичных и упрощенных представлений о психологии, культуре, традициях, быта, иноэтничных общностей. Такие этнические стереотипы, как правило, при благоприятном стечении обстоятельств, то есть при «положительном» исходе встречи между представителями разных этносов, исчезают. 45 Территориальная разрозненность и отдаленность проживания одной этнической группы от других предполагает наличие контактов между ними, а, следовательно, и совместной деятельности, в результате которой этносы получают определенную культурную информацию друг о друге. На основе этой информации формируются этнические стереотипы, которые представляют собой осознание характерных, с точки зрения данного этноса, признаков других этнических групп. Это осознание осуществляется в форме образа чужой этнической группы (группы “они”)56. Содержание этнических стереотипов обусловлено определенными историческими и культурными условиями. Качества, присущие тому или иному этносу в одни периоды его истории, по сравнению с другими периодами могут изменяться или исчезать. Этническое сознание, являясь одной из форм общественного сознания, содержит «не только знание об особенностях своей этнической группы, но и пронизано сложной тканью эмоциональных переживаний, органически включенных в его структуру»57. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Так, каждому этносу, свойственны определенные достоинства и недостатки. Одни соседствующие этносы подмечают недостатки с юмором, другие со злорадством. Помимо этого в содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении представителей данного этноса. В общественном сознании функционируют этнические стереотипы, которые можно разделить на автостереотипы (этнические стереотипы о себе) и гетеростереотипы (этнические стереотипы о других). Автостереотип представляется явлением более простым, более гомогенным, нежели этнический стереотип. Тем не менее, исследование с позиции философии культуры порождает ряд существенных вопросов: какова ба56 См: Ахиезер А.С. Культурные основы межэтнических конфликтов // Общественные науки и современность. 1994. N 4. С. 120. 57 Багдасарова А.Б. Этническое самосознание: сущность, структура, особенности формирования. Материалы научной конференции «Этнические процессы накануне XXI века». Ставрополь: 1998. С. 28-31. |