Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 56]

этнической группе формируются, как правило, только положительные характеристики и чувства.
Этнические автостереотипы и этнические чувства, так же как и идентификация, и система этнодифференцирующих символов и представлений, относятся к сфере этнического самосознания.
Известно, что многие события и явления далекого прошлого и сегодня составляют часть этносоциального опыта этнических общностей, включаясь в систему этнических стереотипов символов.
Гетеростереотипы, т.е.
совокупность оценочных суждений о других этносах, могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от исторического и личного опыта взаимодействия данных этносов.
Специфика механизма бытования этнических стереотипов в общественном сознании обусловливается проявлением их функций.
Как уже отмечалось, основу этнических стереотипов (автостереотипов), составляет
социальный опыт, являющийся следствием своеобразия ее социальнополитического, экономического и культурного развития.
Культура создает любые формы
поведения86, особенности поведения, которых длительно придерживается человек, не могут не наложить ...своего отпечатка на внутренний мир личности87.
Этнические стереотипы, являясь регулятивным элементом этнического самосознания, выполняют функцию сохранения и защиты этнической идентичности.
При выделении основных функции этнических стереотипов необходимо принимать во внимание не только их видимое содержание, но и сложившиеся культурно-политические взаимоотношения между этносами.
Г.
Тэжфел выделил две социальные функции стереотипизаци: а) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например, действий, **
См.: ВыготскиП Л.С.
Развитие высших психологических функций.
М.

1960.
С.45.
87 См.: Саракуоп Э.Л., Крысько В.Г.
Введение п этнопсихологию.
М.
1996.
С.
S0.
[стр. 46]

46 за сохранения особенностей и поддержания автостереотипа, какой социальный слой в большей степени консервирует опыт прошедших эпох, а какой “способствует” “размыканию” этнической общности, каким образом эта база изменяется с изменением внутренней социальной структуры последней, какова роль внеэтнических представлений, идей, религии.
Характеристика собственной этнической группы «кристализуется в виде специфических образов автостереотипов, упрощенных образов своего этноса, щедро наделенных умом, трудолюбием, храбростью, миролюбием и с о так далее» .
При формировании автостереотипов огромную роль играют факты истории, широко известные представителям этнической группы.
Автостереотипы это мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями.
Как правило, самоотражение этнической группы проявляется в целой гамме чувств, непосредственно связанных с членством в этнической группе.
По отношению к своей этнической группе формируются, как правило, только положительные характеристики и чувства.
Этнические автостереотипы и этнические чувства, так же как и идентификация, и система этнодифференцирующих символов и представлений, относятся к сфере этнического самосознания.
Известно, что многие события и явления далекого прошлого и сегодня составляют часть этносоциального опыта этнических общностей, включаясь в систему этнических стереотипов символов.
Гетеростереотипы, т.е.
совокупность оценочных суждений о других этносах, могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от исторического и личного опыта взаимодействия данных этносов.
Специфика механизма бытования этнических стереотипов в общественном сознании обусловливается проявлением их функций.
Как уже отмечалось, основу этнических стереотипов (автостереотипов), составляет
соци58 Авксентьев А.В., Авксентьев B.A.
Краткий этносоциологичсский словарь справочник.
Ставрополь.
1994.
С.
85.


[стр.,47]

47 альный опыт, являющийся следствием своеобразия ее социальнополитического, экономического и культурного развития.
Культура создает любые формы
поведения59, особенности поведения, которых длительно придерживается человек, не могут не наложить ...своего отпечатка на внутренний мир личности60.
Этнические стереотипы, являясь регулятивным элементом этнического самосознания, выполняют функцию сохранения и защиты этнической идентичности.
При выделении основных функции этнических стереотипов необходимо принимать во внимание не только их видимое содержание, но и сложившиеся культурно-политические взаимоотношения между этносами.
Г.
Тэжфел выделил две социальные функции стереотипизаци: а) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например, действий,
совершаемых или планируемых по отношению к чужим этническим группам61.
Диссертанту представляется правомерным добавить еще одну функцию сохранения существующих отношений, ведь объяснение и тем более оправдание отношений между этносами с помощью этнических стереотипов необходимо, прежде всего, для сохранения межэтнических отношений.
Не случайно, механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных этнических стереотипов о побежденных и порабощенных.
Термин “этнические стереотипы” употребляется в значении относительно устойчивого мнения обобщающего характера, содержащего (в явной или скрытой форме) элементы оценок, относящихся к тому или иному этно59См: Выготский Л.С.
Развитие высших психологических функций.
М.

I960.
С.45 60 См: Саракуев Э.А., Крысько В.Г.
Введение в этнопсихологию.
M.
1996.
С.
80.
61 См: Tajfel H.
Human groups and social categories: Studies in social psychology.
Cambridge.
Univ.
Press.
1981.
P.216

[Back]