Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 57]

совершаемых или планируемых по отношению к чужим этническим «•о группам' .
Диссертанту представляется правомерным добавить еще одну функцию сохранения существующих отношений, ведь объяснение и тем более оправдание отношений между этносами с помощью этнических стереотипов необходимо; прежде* всего, для сохранения межэтнических отношений.
Не.
случайно, механизм стереотипизации во все времена, использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных этнических стереотипов о побежденных и порабощенных.
Термин
«этнические стереотипы» употребляется в значении относительно устойчивого мнения обобщающего характера, содержащего (в явной или скрытой форме) элементы оценок, относящихся к тому или иному этносу.
Оценочный характер стереотипов создает определенные трудности для сравнительного исследования, так как при точном (буквальном) переводе слова на другой язык оно может приобрести иное оценочное значение в связи с различиями в системе ассоциаций и представлений в разных человеческих коллективах.
Огромное количество этнических стереотипов, бытующих в общественном и этническом сознании, относятся, как правило, к чертам характера представителей других этносов.
Традиции и моральные принципы иноэтнических групп всегда представлялись и представляются непривычными и странными.
Можно согласиться с теми исследователями, которые рассматривают в качестве исходной точки отношения к другим нациям комплекс
«иностранности» (иностранец не только человек, но также «иной» и «странный»).
О том, что это не лингвистическая случайность
со говорят сравнения с другими языками' .
Обычно этнические стереотипы скудны по содержанию и выражают
88 88 См: Tajfel Н.
Human groups and social categories: Studies in social psychology.
Cambridge.

Urtiv.
Press.
1981.
P.216.
8!>См.: Арутюнов C.A.
Народы и культуры: Развитие и взаи.модеПствие.
М.
1989.
С.
45.
[стр. 47]

47 альный опыт, являющийся следствием своеобразия ее социальнополитического, экономического и культурного развития.
Культура создает любые формы поведения59, особенности поведения, которых длительно придерживается человек, не могут не наложить ...своего отпечатка на внутренний мир личности60.
Этнические стереотипы, являясь регулятивным элементом этнического самосознания, выполняют функцию сохранения и защиты этнической идентичности.
При выделении основных функции этнических стереотипов необходимо принимать во внимание не только их видимое содержание, но и сложившиеся культурно-политические взаимоотношения между этносами.
Г.
Тэжфел выделил две социальные функции стереотипизаци: а) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например, действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим этническим группам61.
Диссертанту представляется правомерным добавить еще одну функцию сохранения существующих отношений, ведь объяснение и тем более оправдание отношений между этносами с помощью этнических стереотипов необходимо, прежде всего, для сохранения межэтнических отношений.
Не случайно, механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных этнических стереотипов о побежденных и порабощенных.
Термин
“этнические стереотипы” употребляется в значении относительно устойчивого мнения обобщающего характера, содержащего (в явной или скрытой форме) элементы оценок, относящихся к тому или иному этно59См: Выготский Л.С.
Развитие высших психологических функций.
М.
I960.
С.45 60 См: Саракуев Э.А., Крысько В.Г.
Введение в этнопсихологию.
M.
1996.
С.
80.
61 См: Tajfel H.
Human groups and social categories: Studies in social psychology.
Cambridge.

Univ.
Press.
1981.
P.216

[стр.,48]

48 су.
Оценочный характер стереотипов создает определенные трудности для сравнительного исследования, так как при точном (буквальном) переводе слова на другой язык оно может приобрести иное оценочное значение в связи с различиями в системе ассоциаций и представлений в разных человеческих коллективах.
Огромное количество этнических стереотипов, бытующих в общественном и этническом сознании, относятся, как правило, к чертам характера представителей других этносов.
Традиции и моральные принципы иноэтнических групп всегда представлялись и представляются непривычными и странными.
Можно согласиться с теми исследователями, которые рассматривают в качестве исходной точки отношения к другим нациям комплекс
“ино-странности” (иностранец не только человек, но также “иной” и “странный”).
О том, что это не лингвистическая случайность
говорят сравнения с другими языками62.
Обычно этнические стереотипы скудны по содержанию и выражают
лишь мнение о наиболее ярких чертах того этноса, о котором идет речь, не претендуя на исчерпывающую характеристику.
Диссертант считает необходимым отметить, что, в большинстве своем этнические стереотипы отражают не столько мнения отдельных лиц, сколько мнения, бытующие в определенных политических кругах или группах враждебно настроенных этнических группах.
В высказываниях одних и тех же лиц часто звучат стереотипы, логически противоречащие друг другу, в значительной мере каждый из них определяется конкретной ситуацией и контекстом.
Иными словами, детерминанту «содержательной стороны этнических стереотипов следует искать в факторах социального, а не психологического порядка»63.
При изучении проблемы функционирования этнических стереотипов в общественном сознании и самосознании этносов и роли, которую они выполняют, диссертант полагает, что в скором будущем ученым обществове62 См: Арутюнов С.А.
Народы и культуры: Развитие и взаимодействие.
М.
1989.
С.
45.
63 Стефаненко Т.Г.
Этнопсихология.
Екатеринбург: «Деловая книга».
2000.
С.
249.

[Back]