лишь мнение о наиболее ярких чертах того этноса, о котором идет речь, не претендуя на исчерпывающую характеристику. В большинстве своем этнические стереотипы отражают не столько мнения отдельных лиц, сколько мнения, бытующие в определенных политических кругах или группах враждебно настроенных этнических группах. В< высказываниях одних итех же лиц часто звучат стереотипы, логически противоречащие друг другу, в значительной мере каждый из них определяется конкретной ситуацией и контекстом. Иными словами, детерминанту «содержательной1 стороны этнических стереотипов следует искать в факторах социального, а не 90 психологического порядка» . При изучении проблемы функционирования этнических стереотипов в общественном сознании и самосознании этносов и роли, которую они выполняют, диссертант полагает, что в скором будущем ученым обществоведам необходимо будет отказываться от широко принятого в научных кругах мнения о том, что этнические стереотипы всегда нежелательны и негативны. Факты говорят сами за себя: этнические стереотипы, функционирующие в общественном сознании, зачастую являются по содержанию негативными, враждебными, а также неоправданно оскорбительными, несущими с собой неприязнь и нетерпимость. Помимо функционирования в этническом сознании негативных стереотипов, часто, сами того не замечая, благоприятные, дружественные стереотипы, несущие в себе волну положительных эмоций, направленных на созидание, приводят к сложности во взаимопонимании. Например, если американцы будут ожидать в соответствии с этническими стереотипами, что русские дисциплинированы и трудолюбивы, то российские партнеры могут не оправдать их надежд. С другой стороны, наши соотечественники ждут от американцев общительности и сердечности и бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью м Стефаненко 'Г.Г. Этнопсихология. Екатеринбург: «Деловая книга». 2000. С. 249. 58 |
48 су. Оценочный характер стереотипов создает определенные трудности для сравнительного исследования, так как при точном (буквальном) переводе слова на другой язык оно может приобрести иное оценочное значение в связи с различиями в системе ассоциаций и представлений в разных человеческих коллективах. Огромное количество этнических стереотипов, бытующих в общественном и этническом сознании, относятся, как правило, к чертам характера представителей других этносов. Традиции и моральные принципы иноэтнических групп всегда представлялись и представляются непривычными и странными. Можно согласиться с теми исследователями, которые рассматривают в качестве исходной точки отношения к другим нациям комплекс “ино-странности” (иностранец не только человек, но также “иной” и “странный”). О том, что это не лингвистическая случайность говорят сравнения с другими языками62. Обычно этнические стереотипы скудны по содержанию и выражают лишь мнение о наиболее ярких чертах того этноса, о котором идет речь, не претендуя на исчерпывающую характеристику. Диссертант считает необходимым отметить, что, в большинстве своем этнические стереотипы отражают не столько мнения отдельных лиц, сколько мнения, бытующие в определенных политических кругах или группах враждебно настроенных этнических группах. В высказываниях одних и тех же лиц часто звучат стереотипы, логически противоречащие друг другу, в значительной мере каждый из них определяется конкретной ситуацией и контекстом. Иными словами, детерминанту «содержательной стороны этнических стереотипов следует искать в факторах социального, а не психологического порядка»63. При изучении проблемы функционирования этнических стереотипов в общественном сознании и самосознании этносов и роли, которую они выполняют, диссертант полагает, что в скором будущем ученым обществове62 См: Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М. 1989. С. 45. 63 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Екатеринбург: «Деловая книга». 2000. С. 249. 49 дам необходимо будет отказываться от широко принятого в научных кругах мнения о том, что этнические стереотипы всегда нежелательны и негативны. Факты говорят сами за себя: этнические стереотипы, функционирующие в общественном сознании, зачастую являются по содержанию негативными, враждебными, а также неоправданно оскорбительными, несущими с собой неприязнь и нетерпимость. Помимо функционирования в этническом сознании негативных стереотипов, часто, сами того не замечая, благоприятные, дружественные стереотипы, несущие в себе волну положительных эмоций, направленных на созидание, приводят к сложности во взаимопонимании. Например, если американцы будут ожидать в соответствии с этническими стереотипами, что русские дисциплинированы и трудолюбивы, то российские партнеры могут не оправдать их надежд. С другой стороны, наши соотечественники ждут от американцев общительности и сердечности и бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью человека64.Стереотипы этнические служат для упрощения межэтнической дифференциации и “экономии” восприятия в случайных этноконтактных ситуациях, при этом срабатывает исторический и личный опыт, что дает возможность оперировать информацией о представителях других этносов в такой же упрощенной манере, как и других категориях объектов. Вышеприведенные примеры показывают, что этнические стереотипы, как и стереотипы в целом, схематичны, но эти схемы одни из важнейших инструментов мышления. Стереотипы, относящиеся к тем или иным общественным группам (туристам, женщинам, школьникам и т.д.), служат для установления или оправдания того или иного отношения к этим группам. Так же и этнические стереотипы, например, называя население какой-либо страны невежественным, отсталым, суеверным, оправдывают этим отношение к нему как к низшему по развитию и культуре. ы См: Стсфанснко Т.Г. Этнопсихология. Екатеринбург.2000. С. 250. |