Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 60]

достоверную информацию о характере интересующего нас этноса.
В общественном сознании распространено мнение, что этнические стереотипы, отражают национальный характер того этноса, в среде которой распространены.
Надо отметить, что у одних и тех же людей стереотипы, относящиеся' к разным этносам разные.
Это можно объяснить либо различиями в этническом характере этих людей, либо политическими, экономическими и культурными взаимоотношениями.
Этнические стереотипы вырастают из этнических культурных традиций.
Игнорировать традиции означало бы игнорировать нормальные и естественные различия между этносами.
Этнические стереотипы поведения аккумулируют исторический опыт этносов, вбирают в себя сотни, а может, тысячи привычек предшествовавших поколений, все доброе и злое из прошлого.
Ломать такого рода стереотипы значило пытаться лишить этнос его исторических корней.

Для понимания процессов, протекающих в процессе межэтнического отношения, важно подчеркнуть, что стереотипное восприятие
«чужого» этноса более красноречиво характеризует не столько его, сколько этнос, в котором оно образовалось и бытует.
Действительно, оценки какого-либо полиэтнического государства со стороны разных этносов не только весьма различны, но и
взаимно исключаемы.
Бесспорно, что этнические стереотипы не всегда отражают объективную реальность, рассматривая этнические стереотипы как образ социального объекта, а не как мнение об этом воспринимающегося субъекта, необходимо серьезно относиться к расхожим в обыденной жизни этническим характеристикам.
Функционирование стереотипов на двух уровнях существенно осложняет решение проблемы их объективных и субъективных детерминант.
Однако уже сейчас можно утверждать, что детерминанты содержания этнических стереотипов лежат в области социально-политических,
культурных и психологических факторов, в реальных особенностях межэтнических отношений.
Объективный характер этих отношений,, их социально обусловленная форма (сотрудничество или соперничество,
60
[стр. 50]

50 Этнические стереотипы это не только определенная система информации.
На основе актуализации этнического стереотипа как системы признаков и представлений прогнозируется поведение другой стороны (этноса) и в соответствии с этим устанавливается определенная дистанция, регламентирующая процесс межэтнического общения.
Этнические стереотипы служат “проводником” собственных действий и поступков в ситуациях межэтнического общения.
Существуют взаимно противоречивые стереотипы об одном и том же этносе.
Видимо, этнические стереотипы меньше зависят от реальных особенностей описываемого этноса, чем от ряда других факторов.
При чем, вероятно, важнейших из них это политические взаимоотношения между государствами.
Похоже, что этнические стереотипы скорее свидетельствуют о чувстве вражды или дружбы, чем являются объективным описанием.
Часто они не обоснованы на личном впечатлении, а перенимаются у друзей, родителей, СМИ.
Кроме того, известны случаи, когда этнические стереотипы резко меняются.
Именно поэтому можно считать крайне маловероятным, что этнические стереотипы дают достоверную информацию о характере интересующего нас этноса.
В общественном сознании распространено мнение, что этнические стереотипы, отражают национальный характер того этноса, в среде которой распространены.
Надо отметить, что у одних и тех же людей стереотипы, относящиеся к разным этносам разные.
Это можно объяснить либо различиями в этническом характере этих людей, либо политическими, экономическими и культурными взаимоотношениями.
Этнические стереотипы вырастают из этнических культурных традиций.
Игнорировать традиции означало бы игнорировать нормальные и естественные различия между этносами.
Этнические стереотипы поведения аккумулируют исторический опыт этносов, вбирают в себя сотни, а может, тысячи привычек предшествовавших поколений, все доброе и злое из прошлого.
Ломать такого рода стереотипы значило пытаться лишить этнос его исторических корней.


[стр.,51]

51 Для понимания процессов, протекающих в процессе межэтнического отношения, важно подчеркнуть, что стереотипное восприятие “чужого” этноса более красноречиво характеризует не столько его, сколько этнос, в котором оно образовалось и бытует.
Действительно, оценки какого-либо полиэтнического государства со стороны разных этносов не только весьма различны, но и
взаимоисключаемы.
Бесспорно, что этнические стереотипы всегда отражают объективную реальность, рассматривая этнические стереотипы как образ социального объекта, а не как мнение об этом воспринимающегося субъекта, необходимо серьезно относиться к расхожим в обыденной жизни этническим характеристикам.
Функционирование стереотипов на двух уровнях существенно осложняет решение проблемы их объективных и субъективных детерминант.
Однако уже сейчас можно утверждать, что детерминанты содержания этнических стереотипов лежат в области социально-политических
и культурных, но не психологических факторов, в реальных особенностях межэтнических отношений.
Объективный характер этих отношений, их социально обусловленная форма (сотрудничество или соперничество,
доминирование или подчинение и т.п.) определяет степень благоприятности стереотипов.
Изменение характера этнических отношений ведет к изменению параметров стереотипов вплоть до полного их разрушения, что свидетельствует о широкой социальной обусловленности механизма стереотипизации.
Вопрос о соотношении воздействия на содержание этнических стереотипов характера межнациональных отношений и особенностей стереотипизируемых и стереотипизирующих этнических групп остается открытым до сих пор.
Соискатель считает, что этнические стереотипы в большей степени отражают совокупности культурных черт, присущих этносу.
Таким образом, проведенный анализ позволяет утверждать, что этнические стереотипы функционирующие в общественном сознании вопервых, обладают относительной устойчивостью, схематичностью, консерватизмом.

[Back]