Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 61]

доминирование или подчинение и т.п.) определяет степень благоприятности стереотипов.
Изменение характера этнических отношений ведет к изменению параметров стереотипов вплоть до полного их разрушения, что свидетельствует о широкой социальной, обусловленности механизма стереотипизации.
Вопрос о соотношении воздействия на содержание этнических стереотипов характера межнациональных отношений и особенностей стереотипизируемых и стереотипизирующих этнических групп остается открытым до сих пор.
Соискатель считает, что этнические стереотипы в большей степени отражают совокупности культурных черт, присущих этносу.
Таким образом, проведенный анализ позволяет утверждать, что этнические стереотипы функционирующие в общественном сознании вопервых, обладают относительной устойчивостью^ схематичностью, консерватизмом.

Являясь стереотипом общественного сознания, этнический стереотип проявляет свою узость, неподвижность, схематизм.
Это обусловливается консерватизмом самого общественного сознания, его противоречивостью.
Во-вторых, скрупулезно отражает мнение этноса о себе (автостереотипы) и упрощенно о другом этносе (гетеростреотипы); в-третьих, обязательно имеет знаковую направленность (негативные и позитивные этнические стереотипы); в-четвертых, связь этнических стереотипов с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства.
Основу устойчивого ядра этнических стереотипов составляет комплекс основанных на историческом опыте и утвердившихся в самосознании представлений об облике этноса, в отношении которого они существуют.
Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании зависит от информации, составляющей этнический стереотип.

Следует различать этнические стереотипы, сформированные в общественном
61
[стр. 51]

51 Для понимания процессов, протекающих в процессе межэтнического отношения, важно подчеркнуть, что стереотипное восприятие “чужого” этноса более красноречиво характеризует не столько его, сколько этнос, в котором оно образовалось и бытует.
Действительно, оценки какого-либо полиэтнического государства со стороны разных этносов не только весьма различны, но и взаимоисключаемы.
Бесспорно, что этнические стереотипы всегда отражают объективную реальность, рассматривая этнические стереотипы как образ социального объекта, а не как мнение об этом воспринимающегося субъекта, необходимо серьезно относиться к расхожим в обыденной жизни этническим характеристикам.
Функционирование стереотипов на двух уровнях существенно осложняет решение проблемы их объективных и субъективных детерминант.
Однако уже сейчас можно утверждать, что детерминанты содержания этнических стереотипов лежат в области социально-политических и культурных, но не психологических факторов, в реальных особенностях межэтнических отношений.
Объективный характер этих отношений, их социально обусловленная форма (сотрудничество или соперничество, доминирование или подчинение и т.п.) определяет степень благоприятности стереотипов.
Изменение характера этнических отношений ведет к изменению параметров стереотипов вплоть до полного их разрушения, что свидетельствует о широкой социальной обусловленности механизма стереотипизации.
Вопрос о соотношении воздействия на содержание этнических стереотипов характера межнациональных отношений и особенностей стереотипизируемых и стереотипизирующих этнических групп остается открытым до сих пор.
Соискатель считает, что этнические стереотипы в большей степени отражают совокупности культурных черт, присущих этносу.
Таким образом, проведенный анализ позволяет утверждать, что этнические стереотипы функционирующие в общественном сознании вопервых, обладают относительной устойчивостью, схематичностью, консерватизмом.


[стр.,52]

52 Являясь стереотипом общественного сознания, этнический стереотип проявляет свою узость, неподвижность, схематизм.
Это обусловливается консерватизмом самого общественного сознания, его противоречивостью.
Во-вторых, скрупулезно отражает мнение этноса о себе (автостереотипы) и упрощенно о другом этносе (гетеростреотипы); в-третьих, обязательно имеет знаковую направленность (негативные и позитивные этнические стереотипы); вчетвертых, связь этнических стереотипов с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства.
Основу устойчивого ядра этнических стереотипов составляет комплекс основанных на историческом опыте и утвердившихся в самосознании представлений об облике этноса, в отношении которого они существуют.
Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании зависит от информации, составляющей этнический стереотип.
Следует различать этнические стереотипы, сформированные в общественном
сознании как относительно устойчивое ядро, то есть комплекс представлений о внешнем облике данного этноса, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках.
Такие этнические стереотипы фактически неизменны и выполняют функцию сохранения самобытности духовной культуры этноса.
В настоящее время в общественном сознании широко распространены этнические стереотипы, легко трансформирующиеся и представляющие собой ряд изменчивых суждений относительно культурных, коммуникативных и моральных качеств любого этноса.
Трансформация оценок этих качеств тесно связана с общественно политической и социально экономической ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях.
Этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий позитивный или негативный опыт взаимоотношения этносов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и др.), где данные этносы наиболее активно контактировали.


[стр.,130]

130 нию последних в общественном сознании: во-первых, этнические стереотипы мышления обладают относительной устойчивостью; во-вторых, этнические стереотипы скрупулезно отражают мнение этноса о себе (автостереотипы) и упрощенно о другом этносе (гетеростреотипы); в-третьих, стереотипы обязательно имеют знаковую направленность; в-четвертых, связь этнических стереотипов с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства.
Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании зависит от информации, составляющей этнический стереотип.

Необходимо различать этнические стереотипы, сформированные в общественном сознании как относительно устойчивое ядро, то есть комплекс представлений о внешнем облике данного этноса, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках.
Такие этнические стереотипы фактически неизменны и выполняют функцию, способствующую сохранению самобытности духовной культуры этноса.
Диссертантом исследованы социокультурные основы формирования этнических стереотипов.
В работе указано, что социокультурные основы формирования этнических стереотипов порождены условиями развития и жизнедеятельности членов этноса.
В их основе находятся, прежде всего, потребности (материальные, экономические), носящие реальный характер.
Основой народного обычая является рациональный элемент, предусматривающий непосредственное целесообразное действие.
Многие обычаи и традиции неразрывно связаны с религией.
Обычаи и традиции, хранящиеся в сознании этноса до настоящего момента можно разбить на несколько групп: семейнобытовые стереотипы, традиционные жанры и формы духовной культуры, хозяйственно-производственные стереотипы, религиозные и религиознобытовые обряды.
Диссертантом выявлена роль этнических стереотипов в формировании межэтнических отношений.
Для каждого из членов одной общности этниче

[Back]