Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 62]

3 сознании как относительно устойчивое ядро, то есть комплекс представлений о внешнем облике данного этноса, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках.
Такие этнические стереотипы фактически неизменны и выполняют функцию
сохранения самобытности духовной культуры этноса.
В настоящее время, в общественном сознании широко распространены этнические стереотипы, легкое трансформирующиеся и представляющие собой ряд изменчивых суждений относительно культурных, коммуникативных и моральных качеств любого этноса.
Трансформация оценок этих качеств тесно связана с общественно политической и социально экономической ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях.
Этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий позитивный или негативный опыт взаимоотношения этносов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и др.), где данные этносы наиболее активно контактировали.

Специфика механизма функционирования этнических стереотипов проявляется в том, что чем меньше позитивной информации, основанной, на действительном обобщении и закреплении устойчивого опыта, несет в себе этнический стереотип, тем сильнее его эмоциональный элемент.
Причем, в этом случае эмоциональное, как правило, соединяется уже не с рациональным, а с иррациональным.
Стереотипы, функционирующие в общественном сознании всегда эмоционально насыщенны, что определяется чувством симпатии или антипатии, доверия или недоверия, приятияили неприятия.
Для изменения механизма функционирования этнических стереотипов необходимо воздействовать на их структуру таким образом, чтобы эмоциональность, сопутствующая в отдельных случаях иррациональности сознания, приняла другую форму, стала бы формой выражения рациональной сферы общественного сознания, основанной на истинных, аргументированных фактах.

62
[стр. 52]

52 Являясь стереотипом общественного сознания, этнический стереотип проявляет свою узость, неподвижность, схематизм.
Это обусловливается консерватизмом самого общественного сознания, его противоречивостью.
Во-вторых, скрупулезно отражает мнение этноса о себе (автостереотипы) и упрощенно о другом этносе (гетеростреотипы); в-третьих, обязательно имеет знаковую направленность (негативные и позитивные этнические стереотипы); вчетвертых, связь этнических стереотипов с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства.
Основу устойчивого ядра этнических стереотипов составляет комплекс основанных на историческом опыте и утвердившихся в самосознании представлений об облике этноса, в отношении которого они существуют.
Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании зависит от информации, составляющей этнический стереотип.
Следует различать этнические стереотипы, сформированные в общественном сознании как относительно устойчивое ядро, то есть комплекс представлений о внешнем облике данного этноса, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках.
Такие этнические стереотипы фактически неизменны и выполняют функцию сохранения самобытности духовной культуры этноса.
В настоящее время в общественном сознании широко распространены этнические стереотипы, легко трансформирующиеся и представляющие собой ряд изменчивых суждений относительно культурных, коммуникативных и моральных качеств любого этноса.
Трансформация оценок этих качеств тесно связана с общественно политической и социально экономической ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях.
Этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий позитивный или негативный опыт взаимоотношения этносов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и др.), где данные этносы наиболее активно контактировали.


[стр.,53]

53 Специфика механизма функционирования этнических стереотипов проявляется в том, что чем меньше позитивной информации, основанной на действительном обобщении и закреплении устойчивого опыта, несет в себе этнический стереотип, тем сильнее его эмоциональный элемент.
Причем, в этом случае эмоциональное, как правило, соединяется уже не с рациональным, а с иррациональным.
Стереотипы, функционирующие в общественном сознании всегда эмоционально насыщенны, что определяется чувством симпатии или антипатии, доверия или недоверия, приятия или неприятия.
Для изменения механизма функционирования этнических стереотипов необходимо воздействовать на их структуру таким образом, чтобы эмоциональность, сопутствующая в отдельных случаях иррациональности сознания, приняла другую форму, стала бы формой выражения рациональной сферы общественного сознания, основанной на истинных, аргументированных фактах.

1.3.
Влияние этнических стереотипов на формирование этнического самосознания Динамическое развитие этнических процессов в современных условиях, зачастую их конфликтогенный и деструктивный характер приводит к объективной необходимости поиска стабилизирующего и консолидирующего фактора, определяющего четкое функционирование российской государственности.
С этническим самосознанием тесно связаны этнические стереотипы.
Человек, вступая в контакт с представителями других этносов в известной мере опирается на уже сложившиеся стереотипы, которые зачастую в силу множества причин являются негативными.
Объект исследования в данном параграфе этнические стереотипы и их влияние на формирование этнического самосознания, сложное и много

[стр.,130]

130 нию последних в общественном сознании: во-первых, этнические стереотипы мышления обладают относительной устойчивостью; во-вторых, этнические стереотипы скрупулезно отражают мнение этноса о себе (автостереотипы) и упрощенно о другом этносе (гетеростреотипы); в-третьих, стереотипы обязательно имеют знаковую направленность; в-четвертых, связь этнических стереотипов с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства.
Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании зависит от информации, составляющей этнический стереотип.
Необходимо различать этнические стереотипы, сформированные в общественном сознании как относительно устойчивое ядро, то есть комплекс представлений о внешнем облике данного этноса, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках.
Такие этнические стереотипы фактически неизменны и выполняют функцию,
способствующую сохранению самобытности духовной культуры этноса.
Диссертантом исследованы социокультурные основы формирования этнических стереотипов.
В работе указано, что социокультурные основы формирования этнических стереотипов порождены условиями развития и жизнедеятельности членов этноса.
В их основе находятся, прежде всего, потребности (материальные, экономические), носящие реальный характер.
Основой народного обычая является рациональный элемент, предусматривающий непосредственное целесообразное действие.
Многие обычаи и традиции неразрывно связаны с религией.
Обычаи и традиции, хранящиеся в сознании этноса до настоящего момента можно разбить на несколько групп: семейнобытовые стереотипы, традиционные жанры и формы духовной культуры, хозяйственно-производственные стереотипы, религиозные и религиознобытовые обряды.
Диссертантом выявлена роль этнических стереотипов в формировании межэтнических отношений.
Для каждого из членов одной общности этниче

[Back]