Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 64]

причем, этническими символами могут выступать не только флаги, гимны, гербы, но и реальные исторические лица, памятники культуры, различные исторические события.
В знаковой среде, где осуществляется деятельность, этнический стереотип выступает как предельно концентрированное обобщение смысла, идеи, явления.
Исследование этнического самосознаниях
позиции влияния этнических стереотипов, на процесс его формирования представляется актуальным и перспективным, так как этническое самосознание рассматривается как субъективное отражение этнической культуры на уровне этноса, этнической общности, личности посредством воспроизведения этнических стереотипов, представляющих собой исторически сложившуюся систему разделяемых членами данной этнической общности знаний.
Полагаем, что этнический стереотип в определенной степени представляет собой идейную или идейно образную структуру, содержащую в себе в скрытой форме всевозможные проявления вещи, для которой он является обобщением и неразвернутым знаком.
Этнический стереотип символ в широком смысле слова представляет собой образ.
Он содержит в себе определенный смысл, нераздельно слитый с образом, но не тождественный ему.
В структуре этнического стереотипа символа предметный образ и смысл выступают как два взаимосвязанных полюса.
Этнический стереотип символ выступает в роли средства общения между людьми и призван представить собой тот или иной объект, социальную общность, идею.
Он характеризуется многослойностью и многозначностью, требует активной умственной работы воспринимающего субъекта.
В.И.
Иванов, представитель русского символизма отмечал, что «символ только тогда истинный символ,
когда он неисчерпаем и беспределен»9'.
На поведение людей зачастую огромное влияние могут оказать значения, придаваемые им
9J 64 Иванов В.
И.
Под звездами.
СПб.
1909.
С.39.
[стр. 58]

58 Диссертант считает, что этнические стереотипы являются основополагающей информационной «базой» для этнического самосознания и служат для быстрого восприятия иноэтнических культурных миров.
Обыденный уровень этнического самосознания в обязательном порядке включает в себя совокупность глубоких и сложных чувств, таких как чувство гордости, достоинства, чести.
Н.П.
Шихирев указывал, что специфика «каждого этноса создается в течение жизни многих поколений, передаваясь вербальным и формализованным путем.
Эта специфика закрепляется и реализуется в стереотипах (поведенческих, культурных, мыслительных)»74.
Этнические стереотипы отражают этнопсихологические особенности этноса, позволяя ему сохранить себя как общность в условиях этнических государств.
Особую роль в поддержании этнических стереотипов играет символика, причем, этническими символами могут выступать не только флаги, гимны, гербы, но и реальные исторические лица, памятники культуры, различные исторические события.
В знаковой среде, где осуществляется деятельность, этнический стереотип выступает как предельно концентрированное обобщение смысла, идеи, явления.
Исследование этнического самосознания
с позиции влияния этнических стереотипов на процесс его формирования представляется актуальным и перспективным, так как этническое самосознание рассматривается как субъективное отражение этнической культуры на уровне этноса, этнической общности, личности посредством воспроизведения этнических стереотипов, представляющих собой исторически сложившуюся систему разделяемых членами данной этнической общности знаний.
Диссертант полагает, что этнический стереотип в определенной степени представляет собой идейную или идейно -образную структуру, содержащую в себе в скрытой форме всевозможные проявления вещи, для ко74 Шихирев П.Н.
Межнациональные отношения: социально психологический подход// Национальные процессы в СССР.
М., Наука, 1991.
С.
110.


[стр.,59]

59 торой он является обобщением и неразвернутым знаком.
Этнический стереотип символ в широком смысле слова представляет собой образ.
Он содержит в себе определенный смысл, нераздельно слитый с образом, но не тождественный ему.
В структуре этнического стереотипа символа предметный образ и смысл выступают как два взаимосвязанных полюса.
Этнический стереотип символ выступает в роли средства общения между людьми и призван представить собой тот или иной объект, социальную общность, идею.
Он характеризуется многослойностью и многозначностью, требует активной умственной работы воспринимающего субъекта.
В.
И.
Иванов, представитель русского символизма отмечал, что «символ только тогда истинный символ,
пг когда он неисчерпаем и беспределен» .
На поведение людей зачастую огромное влияние могут оказать значения, придаваемые им
действиями правительства, политических партий и деятелей, чем действительное содержание этих действий.
Важную роль в интерпретации этих действий играет господствующая в обществе система этнических стереотипов символов.
Проблема природы символа анализируется в работах Э.
Кассирера в рамках деятельностного подхода.
Он утверждал, что философия символических форм исходит из предпосылки, согласно которой, если существует какое то определение природы или «сущности» человека, то это определение может быть понято только как функциональное, а не субстанциональное.
Самая главная характеристика человека, его отличительный признак это не метафизическая или физическая природа, а его деятельность.
Именно труд, система видов деятельности, и определяет область «человечности».
«Язык, миф, религия, искусство, наука история суть составной части сектора этого круга»75 76.
В своем единстве они образуют символическую сеть, ткань человеi 75 Иванов В.
И.
Под звездами.
СПб.
1909.
С.39.

76 Кассирер Э.
Опыт о человеке.
Введение в философию человеческой культуры // Дж.
Реале, Д.
Антисери.
Западная философия от истоков до наших дней.
СПб., 1997.
С.
281.

[Back]