Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 66]

осмысленными и понятными снова включаются в структуру мышления и бытия, влияют на образ действий индивидов и групп.
Функционирование моделей этнических стереотипов как важного социокультурного регулятора отношений между людьми прослеживается на протяжении всей истории человечества.
Этнические стереотипы глубоко пронизывают историческое время, охватывают поле деятельности' самых различных этнических общностей и групп.
На ранних стадиях общества среди этнических стереотипов, регулирующих поведение человека, можно выделить такую модель, как обычай.
В рамках первобытной структуры этнические стереотипы носили, прежде всего, религиозно магический характер.
Ритуал в период родоплеменного строя ввиду отсутствия социально правовых институтов и учреждений, были единственными регуляторами отношений.
Будучи моделью этнического поведения; ритуал не регламентировался юридическими установками, не облекался^ в правовые формы, то есть формы
его принудительного и обязательного соблюдения, иначе говоря, ритуал фактически проецировал деятельность людей в рамках первобытного коллектива.
Специфика ритуала заключалась в строгой ориентации на
ретроспективу96.
Вместе с тем, он выступал как законодательно
неугвержденная, неписанная форма социального контроля за поведением представителей данной общности, как своего рода «социокультурная матрица» регулирующая его97.
Непосредственное единство кровнородственного коллектива символизируется с помощью такого ритуального объекта как тотем.
Символическая природа тотемизма, будучи ритуализированной,
становится важным объединяющим фактором в границах конкретного рода, племени.
По мнению В.Т.
Тернера, «ритуал, это нечто большее, чем собственно стереотип, это не просто стереотип, а их совокупность, ритуальный символ это мельчайшая единица ритуала, сохраняющая специфические
9”См.: Антонов В.И.
Символ, наука, культура.
-М.
1995.-С.
100.

97 См.: Новикова О.С.
Указ.
сом.
С.59.
[стр. 60]

60 ческого опыта.
Индивидуальный ум не может создать реальность, человек окружен реальностью, которая ему предзадана, которую он вынужден принять как бесспорный факт, но именно индивид должен интерпретировать реальность, делая ее когерентной себе, понятной и умопостигаемой.
Современные политические мифы действуют совершенно не так.
Они не начинают с того, что санкционируют или запрещают какие то действия.
Они сначала изменяют людей, что бы потом иметь возможность регулировать и контролировать их деяния.
Следовательно, символ не только освобождает дух человека, он формирует другую реальность, власть которой над человеком тотальна.
Эта власть возникает как результат действий отдельных индивидов.
Затем, объединяясь, эти действия образуют смысловую действительность, которая впоследствии оформляется в систему права, морали, науки, религии, политики77.
Последние, будучи осмысленными и понятными снова включаются в структуру мышления и бытия, влияют на образ действий индивидов и групп.
Функционирование моделей этнических стереотипов как важного социокультурного регулятора отношений между людьми прослеживается на протяжении всей истории человечества.
Этнические стереотипы глубоко пронизывают историческое время, охватывают поле деятельности самых различных этнических общностей и групп.
На ранних стадиях общества среди этнических стереотипов, регулирующих поведение человека, можно выделить такую модель, как обычай.
В рамках первобытной структуры этнические стереотипы носили, прежде всего, религиозно магический характер.
Ритуал в период родоплеменного строя ввиду отсутствия социально правовых институтов и учреждений, были единственными регуляторами отношений.
Будучи моделью этнического поведения, ритуал не регламентировался юридическими установками, не облекался в правовые формы, то есть формы
77 См: Кассирер Э.Техника современных политических мифов // Вестник Московского университета.
Серия 7.
Философия.
1990.
Лз 2.
С.
63-64.


[стр.,61]

61 его принудительного и обязательного соблюдения, иначе говоря, ритуал фактически проецировал деятельность людей в рамках первобытного коллектива.
Специфика ритуала заключалась в строгой ориентации на
ретро70 спективу .
Вместе с тем, он выступал как законодательно
неутвержденная, неписанная форма социального контроля за поведением представителей данной общности, как своего рода «социокультурная матрица» регулирующая его78 79 80.
Непосредственное единство кровнородственного коллектива символизируется с помощью такого ритуального объекта как тотем.
Символическая природа тотемизма, будучи ритуализированной.

Становиться важным объединяющим фактором в границах конкретного рода, племени.
По мнению В.
Т.
Тернера, «ритуал, это нечто большее, чем собственно стереотип, это не просто стереотип, а их совокупность, ритуальный символ это мельчайшая единица ритуала, сохраняющая специфические
особенности ритуального по80 ведения» .
Сама структура как внутреннее содержание ритуала обладает семантической целостностью, в которой Тернер выделяет четыре основных признака, связывая их с понятием сигнификатом, имеющем множество его значений.
Во-первых, полисемантизм, многозначность действий и объектов, включенных в ритуальные контексты; во-вторых, взаимосвязанность различных по существу сигнификат посредством аналогии или ассоциации в действительности или воображении; в-третьих, способность к конденсации, когда множество идей, отношений между вещами, действий «снимается» символистическим ритуалом, то есть последний позволяет добиться органичного «свертывания» того, что в словесном выражении составило бы длинный рассказ либо высказывание; в-четвертых, способность к поляризации, когда ре 78 См: Антонов В.И.
Символ, наука, культура.
М.
1995.
С.
100.

79 См: Новикова О.С.
Указ.
Раб.
С.
59.
80 Тернер В.
Символ и ритуал.
М., 1983.
С.
33.

[Back]