Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 67]

особенности ритуального поведения»9,4.
Сама структура как внутреннее содержание ритуала обладает семантической целостностью, в которой Тернер выделяет четыре основных признака, связывая их с понятием сигнификатом, имеющем множество, его значений.
Во-первых, полисемантизм, многозначность действийи объектов, включенных в ритуальные контексты; во-вторых, взаимосвязанность различных -по существу сигнификат посредством аналогии или ассоциации в действительности или воображении; в-третьих, способность к конденсации, когда множество идей, отношений между вещами, действий «снимается»
символическим ритуалом, то есть последний позволяет добиться органичного «свертывания» того, что в словесном выражении составило бы длинный рассказ либо высказывание; в-четвертых, способность к поляризации, когда референты, будучи концентрированными обычаем на основном ритуальном символе, в тоже время рассредоточиваются на противоположных семантических полюсах, 00 например, идеологическом, сенсорном (или возбуждающем) .
Следовательно, Тернер рассматривает ритуал как систему стереотипов, которая осуществлялась посредством соответствующих жестов, слов, объектов на традиционно выбранных (священных) местах.
На основе изучения множества примитивных обществ на африканском континенте он подчеркивал наличие в племенах огромного количества строго ритуализированных обычаев.
Например, ритуалы сезонные, соответствующие климатическому циклу; ритуалы бедствия; ритуалы гадания; ритуалы жертвоприношения и многие другие.
Утверждение рабовладельческого строя, а затем феодализма приводит к появлению двух тесно взаимосвязанных моделей социального стереотипа: геронтократи ческой и авторитарной.

Геронтократическая модель связана с ликвидацией безличного равенства членов рода, с 95 Тернер В.
Символ и ритуал.
М., 1983.
С.ЗЗ.
[стр. 61]

61 его принудительного и обязательного соблюдения, иначе говоря, ритуал фактически проецировал деятельность людей в рамках первобытного коллектива.
Специфика ритуала заключалась в строгой ориентации на ретро70 спективу .
Вместе с тем, он выступал как законодательно неутвержденная, неписанная форма социального контроля за поведением представителей данной общности, как своего рода «социокультурная матрица» регулирующая его78 79 80.
Непосредственное единство кровнородственного коллектива символизируется с помощью такого ритуального объекта как тотем.
Символическая природа тотемизма, будучи ритуализированной.
Становиться важным объединяющим фактором в границах конкретного рода, племени.
По мнению В.
Т.
Тернера, «ритуал, это нечто большее, чем собственно стереотип, это не просто стереотип, а их совокупность, ритуальный символ это мельчайшая единица ритуала, сохраняющая специфические особенности ритуального по80 ведения» .
Сама структура как внутреннее содержание ритуала обладает семантической целостностью, в которой Тернер выделяет четыре основных признака, связывая их с понятием сигнификатом, имеющем множество его значений.
Во-первых, полисемантизм, многозначность действий и объектов, включенных в ритуальные контексты; во-вторых, взаимосвязанность различных по существу сигнификат посредством аналогии или ассоциации в действительности или воображении; в-третьих, способность к конденсации, когда множество идей, отношений между вещами, действий «снимается»
символистическим ритуалом, то есть последний позволяет добиться органичного «свертывания» того, что в словесном выражении составило бы длинный рассказ либо высказывание; в-четвертых, способность к поляризации, когда ре 78 См: Антонов В.И.
Символ, наука, культура.
М.
1995.
С.
100.
79 См: Новикова О.С.
Указ.
Раб.
С.
59.
80 Тернер В.
Символ и ритуал.
М., 1983.
С.
33.


[стр.,62]

62 ференты, будучи концентрированными обычаем на основном ритуальном символе, в тоже время рассредоточиваются на противоположных семантичеО 1 ских полюсах, например, идеологическом, сенсорном (или возбуждающем) .
Следовательно, Тернер рассматривает ритуал как систему стереотипов, которая осуществлялась посредством соответствующих жестов, слов, объектов на традиционно выбранных (священных) местах.
На основе изучения множества примитивных обществ на африканском континенте он подчеркивал наличие в племенах огромного количества строго ритуализированных обычаев.
Например, ритуалы сезонные, соответствующие климатическому циклу; ритуалы бедствия; ритуалы гадания; ритуалы жертвоприношения и многие другие.
Утверждение рабовладельческого строя, а затем феодализма приводит к появлению двух тесно взаимосвязанных моделей социального стереотипа: геронтократической и авторитарной.

Геротонкратическая модель связана с ликвидацией безличного равенства членов рода, с отделением старейшины рода от своих сородичей.
Она предполагает наделение вождя племени саном единственного выразителя интересов рода, покровителя его производственных и духовных традиций и, следовательно, связана с сакрализацией пред82 ков, родовых и племенных вождей .
Так, до настоящего времени у этносов Северного Кавказа сохранился и играет важнейшую роль в регуляции межличностных отношений в системе социальной иерархии культ старших, переросший в этнический стереотип поклонения и почитания старших.
Авторитарная модель берет свое начало в родоплеменном коллективе, где происходит первоначальное возвышение старейшины над его соплеменниками.
В период рабовладения и феодализма происходит закрепление этого разрыва.
Дистанцированное общественное отношение, регулируемое персонифицированным правлением, в сознании масс фетишизируется.
Властвую81 См: Тернер В.
Символ и ритуал.
М., 1983.
С.
34-35.
07 “ См: Бгажноков Б.К.
Очерки этнографии общения адыгов.
Нальчик, 1983.
С.5.

[Back]