Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 68]

отделением старейшины рода от своих сородичей.
Она предполагает наделение вождя племени саном единственного выразителя интересов рода, покровителя его производственных и духовных традиций и, следовательно, связана с сакрализацией
предков, родовых и племенных вождей'00.
Так, до настоящего времени, у этносов Северного Кавказа сохранился и играет важнейшую роль в регуляции' межличностных отношений в системе социальной иерархии культ старших, переросший в этнический стереотип поклонения и почитания старших.
Авторитарная модель берет свое начало в родоплеменном коллективе, где происходит первоначальное возвышение старейшины над его соплеменниками.
В период рабовладения и феодализма происходит закрепление этого разрыва.
Дистанцированное общественное отношение, регулируемое персонифицированным правлением, в сознании масс фетишизируется.

Властвующая личность в обыденном сознании индивидов предстает в своем функциональном единственном измерении быть верховной силой во всей системе правления страной, государством.
«Сила авторитета» претерпевает своеобразную метаморфозу, становясь «авторитетом силы», который, вырастая из веками продолжавшегося подчинения масс, то есть, «будучи отношением, сознательно навязанным им в течение многих столетий правящей верхушкой, накапливается в общественной памяти и с необходимостью превращается в этнический стереотип авторитарного фетишизма, то есть в социальный
символ»100 101.
Он предполагает не только слепую веру в авторитарную персону со стороны подчиненных, но и механическое (неосознанное) равнение на нее как на некий образец всевышнего, как
личтюсть сверхчувственную, непогрешимую, символизирующую собой социально государственную целостность.
Ярким примером функционирования этнических стереотипов в
100 См.: Бгажноков Б.К.
Очерки этнографии общения адыгов.
Нальчик, 1983.
С.5.

101 Антонов В.И.
Символ, наука, культура.
М 1995.
С.
104.

68
[стр. 62]

62 ференты, будучи концентрированными обычаем на основном ритуальном символе, в тоже время рассредоточиваются на противоположных семантичеО 1 ских полюсах, например, идеологическом, сенсорном (или возбуждающем) .
Следовательно, Тернер рассматривает ритуал как систему стереотипов, которая осуществлялась посредством соответствующих жестов, слов, объектов на традиционно выбранных (священных) местах.
На основе изучения множества примитивных обществ на африканском континенте он подчеркивал наличие в племенах огромного количества строго ритуализированных обычаев.
Например, ритуалы сезонные, соответствующие климатическому циклу; ритуалы бедствия; ритуалы гадания; ритуалы жертвоприношения и многие другие.
Утверждение рабовладельческого строя, а затем феодализма приводит к появлению двух тесно взаимосвязанных моделей социального стереотипа: геронтократической и авторитарной.
Геротонкратическая модель связана с ликвидацией безличного равенства членов рода, с отделением старейшины рода от своих сородичей.
Она предполагает наделение вождя племени саном единственного выразителя интересов рода, покровителя его производственных и духовных традиций и, следовательно, связана с сакрализацией
пред82 ков, родовых и племенных вождей .
Так, до настоящего времени у этносов Северного Кавказа сохранился и играет важнейшую роль в регуляции межличностных отношений в системе социальной иерархии культ старших, переросший в этнический стереотип поклонения и почитания старших.
Авторитарная модель берет свое начало в родоплеменном коллективе, где происходит первоначальное возвышение старейшины над его соплеменниками.
В период рабовладения и феодализма происходит закрепление этого разрыва.
Дистанцированное общественное отношение, регулируемое персонифицированным правлением, в сознании масс фетишизируется.

Властвую81 См: Тернер В.
Символ и ритуал.
М., 1983.
С.
34-35.
07 “ См: Бгажноков Б.К.
Очерки этнографии общения адыгов.
Нальчик, 1983.
С.5.


[стр.,63]

63 шая личность в обыденном сознании индивидов предстает в своем функциональном единственном измерении быть верховной силой во всей системе правления страной, государством.
«Сила авторитета» претерпевает своеобразную метаморфозу, становясь «авторитетом силы», который, вырастая из веками продолжавшегося подчинения масс, то есть, «будучи отношением, сознательно навязанным им в течение многих столетий правящей верхушкой, накапливается в общественной памяти и с необходимостью превращается в этнический стереотип авторитарного фетишизма, то есть в социальный
символ»83.
Он предполагает не только слепую веру в авторитарную персону со стороны подчиненных, но и механическое (неосознанное) равнение на нее как на некий образец всевышнего, как
личность сверхчувственную, непогрешимую, символизирующую собой социально государственную целостность.
Ярким примером функционирования этнических стереотипов в
общественном сознании и проявлении его на уровне этнического самосознания является этноцентризм.
По мнению А.В.
Авксентьева и В.А.
Авксентьева, «этноцентризм это устойчивое этнопсихологическое образование, сущность которого заключается в преувеличении значимости собственного этноса в истории человечества, его вклада в культуру и, соответственно, преуменьшение значимости других этносов в истории и культуре человечества.
При этом ценности, традиции, обычаи своего народа рассматриваются как наиболее «правильные», а соответствующие ценности, традиции, обычаи других этносов оцениваются через призму собственных»84.
Представление о собственной этнической общности как эталоне рождается не сразу, ему всегда предшествуют многовековые процессы.
Как правило, основой этноцентризма является комплиментарное сознание, то есть ощущение внутригруп83Лнтонов В.И.
Символ, наука, культура.
М.
1995.
С.
104.

84 Авксентьев А.В., Авксентьев B.A.
Краткий этносоциологический словарь справочник.
Ставрополь.
1994.-С.93

[Back]