Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 69]

общественном сознании и проявлении его на уровне этнического самосознания является этноцентризм.
По мнению
Л.В.
Авксентьева и В.А.
Авксентьева, «этноцентризм это устойчивое этнопсихологическое образование, сущность которого заключается в преувеличении значимости собственного этноса вистории человечества, его вклада в культуру и, соответственно, преуменьшение значимости других этносов в истории и культуре человечества.
При этом
ценности, традиции, обычаи своего народа рассматриваются как наиболее «правильные», а соответствующие ценности, традиции, обычаи других этносов
оценивался через призму собственных»102.
Представление о собственной этнической общности как эталоне рождается не сразу, ему всегда предшествуют многовековые процессы.
Как правило, основой этноцентризма является комплиментарное сознание, то есть ощущение
внутригруппового единства и противопоставление своей группы внешней по принципу «мы и они»103 а также и этнические стереотипы.
Этноцентризм как характеристика образа своей и чужой этнической группы возникает, как правило, в процессе общения этносов на основе диалектически связанных процессов: сближения и обособления.
Взаимодействия сопровождается адаптационными процессами, которые могут протекать в разных формах, от межэтнической интеграции до этнокультурной изоляции.
Успешная адаптация этнических групп в виде интеграции связана с позитивным отношением как к культуре собственной, так и этноконтактных групп, что находит выражение в формировании позитивно направленных автостереотипов и гетеростереотипов.
Усваиваясь человеком с глубокого детства, то есть бессознательно и некритически, этнические стереотипы в течение всей дальнейшей жизни функционируют преимущественно на подсознательном уровне человека.

102 Авксентьев Л.В., Авксентьев В.А.
Краткий этносошюлогичсский словарь справочник.
Ставрополь.
[стр. 42]

42 уменьшении значимости других этносов в истории и культуре человечества.
При этом,
собственная группа является центром всего мироздания, а все остальное анализируется и оценивается в сопоставлении с ней.112 Корни этноцентризма кроются как правило в объективно исторических факторах, прежде всего в неравномерности социально экономического и культурного развития этнических общностей, служащих причиной противоречий между различными этносами.
Этноцентризм представляет собой сложное социальнопсихологическое явление, которое одними гранями (чувство гордости за свой этнос, его культурные ценности) смыкается с патриотизмом, а другие (высокомерие, пренебрежительное отношение к иным народам, противопоставление «своего» «чужому») с шовинизмом52 53 Восприятие и оценка представителей иноэтнической общности происходит, как правило, с позиции этноцентризма.
Сущность этого явления заключается в преувеличении значимости собственного этноса в истории человечества, его вклада в культуру и, соответственно, принижения роли вклада других этносов в истории и культуру.
Этноцентризм характеризуется большой значимостью эмоционального компонента и проявляется на фоне определенного социального контекста.
Представления о собственной этнической общности как эталоне рождается не сразу, ему предшествуют многовековые процессы.
С одной стороны, это установка группы на самое себя как этноцентр, а с другой, оценка остальных с этноцентристской позиции.
Образ, построенный в соответствии с этой установкой, формирует этнический стереотип.
Необходимо подчеркнуть, что этнический стереотип не обязательно рисует другую этническую группу в негативном свете, но всегда дает субъективное восприятие представителя другой группы.
В зависимости от интенсивности и поляризации эмоционального заряда этнические стереотипы 52 См: Авксентьев А.В., Авксентьев В.А.
Краткий этносоииологический словарь справочник.
Ставрополь.
1994.С.
93.
53 См:Ис.магилова P.H.
Этнические стереотипы и проблемы национальной интеграции в тропической Африке // Народы Азии и Африки 1987.
№4.
С.
39.


[стр.,63]

63 шая личность в обыденном сознании индивидов предстает в своем функциональном единственном измерении быть верховной силой во всей системе правления страной, государством.
«Сила авторитета» претерпевает своеобразную метаморфозу, становясь «авторитетом силы», который, вырастая из веками продолжавшегося подчинения масс, то есть, «будучи отношением, сознательно навязанным им в течение многих столетий правящей верхушкой, накапливается в общественной памяти и с необходимостью превращается в этнический стереотип авторитарного фетишизма, то есть в социальный символ»83.
Он предполагает не только слепую веру в авторитарную персону со стороны подчиненных, но и механическое (неосознанное) равнение на нее как на некий образец всевышнего, как личность сверхчувственную, непогрешимую, символизирующую собой социально государственную целостность.
Ярким примером функционирования этнических стереотипов в общественном сознании и проявлении его на уровне этнического самосознания является этноцентризм.
По мнению
А.В.
Авксентьева и В.А.
Авксентьева, «этноцентризм это устойчивое этнопсихологическое образование, сущность которого заключается в преувеличении значимости собственного этноса в истории человечества, его вклада в культуру и, соответственно, преуменьшение значимости других этносов в истории и культуре человечества.
При этом ценности, традиции, обычаи своего народа рассматриваются как наиболее «правильные», а соответствующие ценности, традиции, обычаи других этносов
оцениваются через призму собственных»84.
Представление о собственной этнической общности как эталоне рождается не сразу, ему всегда предшествуют многовековые процессы.
Как правило, основой этноцентризма является комплиментарное сознание, то есть ощущение
внутригруп83Лнтонов В.И.
Символ, наука, культура.
М.
1995.
С.
104.
84 Авксентьев А.В., Авксентьев B.A.
Краткий этносоциологический словарь справочник.
Ставрополь.
1994.-С.93

[стр.,64]

64 пового единства и противопоставление своей группы внешней по принципу «мы и они»85 а также и этнические стереотипы.
Этноцентризм как характеристика образа своей и чужой этнической группы возникает как правило в процессе общения этносов на основе диалектически связанных процессов: сближения и обособления.
Взаимодействия сопровождается адаптационными процессами, которые могут протекать в разных формах, от межэтнической интеграции до этнокультурной изоляции.
Успешная адаптация этнических групп в виде интеграции связана с позитивным отношением как к культуре собственной, так и этноконтактных групп, что находит выражение в формировании позитивно направленных автостереотипов и гетеростереотипов.
Усваиваясь человеком с глубокого детства, то есть бессознательно и некритически, этнические стереотипы в течение всей дальнейшей жизни функционируют преимущественно на подсознательном уровне человека.

Особенности бессознательного: эмоциональность, алогичность, символизм и, как следствие, слабая подверженность рациональным доводам и сознательному контролю, в той или иной степени присущи структуре этнического сознания.
Констатация и оценка специфики иноэтнической группы формирует и определенный тип поведения по отношению к этой группе.
Отрицательный этнический стереотип может проявляться не только в негативных суждениях и оценках всех представителей этой группы, но и в негативном поведении по отношению к ней.
Дезаптация этнических групп, крайний полюс, который представляет этнокультурная изоляция, предполагает полную лояльность к собственной культуре при полном отвержении культуры этноконтактных групп, что выражается в наличии устойчивых положительных автостереотипов и негативных гетеростереотипов.
Очень часто в этнических стереотипах может 85 Авксентьев А.В., Авксентьев В.А.
Краткий этносоциологичсский словарь справочник.
Ставрополь.
1994..-С.
83.

[Back]