Особенности бессознательного: эмоциональность, алогичность, символизм и, как следствие, слабая подверженность рациональным доводам и сознательному контролю, в той или иной степени присущи структуре этнического сознания. Констатация и оценка специфики иноэтнической группы формирует и определенный тип поведения по отношению к этой группе. Отрицательный этнический стереотип может проявляться нс только в негативных суждениях и оценках всех представителей этой группы, но и в негативном поведении по отношению к ней. Дезадаптация этнических групп, крайний полюс, который представляет этнокультурная изоляция, предполагает полную лояльность к собственной культуре при полном отвержении культуры этноконтактных групп, что выражается в наличии устойчивых положительных автостереотипов и негативных гетеростереотипов. Очень частов этнических стереотипах может иметь место несоответствие осознанных намерений, и реальных действий, известных в научной литературе как расхождение между ценностными ориентациями и явным поведением. Например, негативная оценка представителей иноэтнической группы и выраженная к ним враждебность на уровне общения не обязательно реализуется во враждебном поведении. Полагаем, что, значительная роль в разжигании неприязни принадлежит такому социальному явлению как ксенофобия, которое дословно означает страх перед чужими, в более широком смысле враждебное отношение ко всему чужому языку, образу жизни, стилю мышления и т.д10'1. Данное явления изначально порождено негативными этническими стереотипами, внушенными с детства более старшим поколением. Неоспорим тот факт, что чужим может быть все окружающее, наш мир, то есть все, что не свое: религия, язык, привычки, обычаи, обряды, кухня, одежда, традиции и т.д. известно и обратное: «чужое» 10‘ Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоцнологичсскпП словарь справочник. Ставрополь. 70 1994.С.39. |
64 пового единства и противопоставление своей группы внешней по принципу «мы и они»85 а также и этнические стереотипы. Этноцентризм как характеристика образа своей и чужой этнической группы возникает как правило в процессе общения этносов на основе диалектически связанных процессов: сближения и обособления. Взаимодействия сопровождается адаптационными процессами, которые могут протекать в разных формах, от межэтнической интеграции до этнокультурной изоляции. Успешная адаптация этнических групп в виде интеграции связана с позитивным отношением как к культуре собственной, так и этноконтактных групп, что находит выражение в формировании позитивно направленных автостереотипов и гетеростереотипов. Усваиваясь человеком с глубокого детства, то есть бессознательно и некритически, этнические стереотипы в течение всей дальнейшей жизни функционируют преимущественно на подсознательном уровне человека. Особенности бессознательного: эмоциональность, алогичность, символизм и, как следствие, слабая подверженность рациональным доводам и сознательному контролю, в той или иной степени присущи структуре этнического сознания. Констатация и оценка специфики иноэтнической группы формирует и определенный тип поведения по отношению к этой группе. Отрицательный этнический стереотип может проявляться не только в негативных суждениях и оценках всех представителей этой группы, но и в негативном поведении по отношению к ней. Дезаптация этнических групп, крайний полюс, который представляет этнокультурная изоляция, предполагает полную лояльность к собственной культуре при полном отвержении культуры этноконтактных групп, что выражается в наличии устойчивых положительных автостереотипов и негативных гетеростереотипов. Очень часто в этнических стереотипах может 85 Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологичсский словарь справочник. Ставрополь. 1994..-С. 83. 65 иметь место несоответствие осознанных намерений, и реальных действий, известных в научной литературе как расхождение между ценностными ориентациями и явным поведением. Например, негативная оценка представителей иноэтнической группы и выраженная к ним враждебность на уровне общения не обязательно реализуется во враждебном поведении. Диссертант полагает, что, значительная роль в разжигании неприязни принадлежит такому социальному явлению как ксенофобия, которое дословно означает страх перед чужими, в более широком смысле враждебное отношение ко всему чужому языку, образу жизни, стилю мышления и т.д .Данное явления изначально порождено негативными этническими стереотипами, внушенными с детства более старшим поколением. Неоспорим тот факт, что чужим может быть все окружающее, наш мир, то есть все, что не свое: религия, язык, привычки, обычая, обряды, кухня, одежда, традиции и т.д. известно и обратное: «чужое» вызывает не только страх, но и вполне здоровое любопытство. Ксенофобия с ее негативными гетеростереотипами, не разжигаемая извне, хотя и является питательной средой возникновения этнического конфликта, тем не менее, впрямую никогда не становилась главной его причиной. Некоторые факты ксенофобии осознаются человеком на биологическом уровне: чужая раса, язык, неадекватное поведение одновременно вызывают в человеке попытку понять их и осмыслить. Таким образом, ксенофобия по отношению к представителям других этносов не может служить первым шагом к разжиганию межнациональной розни, но она создает определенную питательную среду. В последнее десятилетие двадцатого века любая социально политическая или экономическая проблема с помощью негативных автостереотипов и гетеростереотипов через средства массовой информации окрашивалась в С м : Авксентьев А.В., Авксентьев В.А.. Краткий этносоциологический словарь справочник. Ставрополь. 1994. С.39. |