Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 72]

Следует иметь в виду, что длительное существование какого-либо этнического стереотипа в неизменном виде в социальной памяти ряда поколений этноса и тем более его искусственное сохранение приводит к складыванию оппозиционного стереотипа.
Анализ многих этнических конфликтов, происходящих в современном мире, показывает, что, этнические стереотипы не могут быть истинной причиной конфликта.
Можно объяснить, силу воздействия этнических стереотипов их глубокой родственной связью с традиционализмом мифологического сознания.
Многие нынешние этнические стереотипы восходят корнями в древность, к народному эпосу, бережно передаваемому из поколения в поколение.
А
некоторые мифы, основу которых составляют этнические стереотипы, «не знают различия между естественным и сверхъестественным.
В мифах есть
своялогика, разрешающая противоположные высказывания.
Разрушение мифа ведет не к победе рациональности, а к утверждению другого мифа.
Ежедневно с экранов телевизора, посредством газет и журналов, благодаря методу стереотипизации внедряют в сознание людей реакционные мифы и иллюзии, насаждаются этнические и расовые предрассудки фальшивое представление о других этносах.
Для воспитания и поддержания чувства гордости за свою страну, свой этнос, используются как мифы, так и всевозможные приемы сакрализации и дополнения информации.
Возникает стремление отодвинуть происхождение своего этноса как можно вглубь истории, найти для него «именитых» или даже божественных этнических предков, оттеснить «этнических врагов» и более «выпукло показать национальных героев».
Выясняя, чей этнос лучше, представители разных этносов, занимаются выпячиванием положительных этнических стереотипов исключительно своего этноса, сами не желая этого, порождают национализм, перерастающий в шовинизм.
Национализм проявляется в формировании множества негативных поведенческих установок по отношению к контактирующим этносам.
Эмоциональный
72
[стр. 66]

66 тоне доведенного до крайностей национализма, чем создавалась неконтролируемая ситуация в определенном полиэтническом регионе.
Вполне логично допустить, что исторически сложившиеся этнокультурные взаимные стереотипы друг о друге совместно проживающих, постоянно контактирующих этносов, могут служить серьезным препятствием в решении межнациональных проблем.
Тем не менее, необходимо учитывать, что эти стереотипы далеко не равнозначны.
Традиционные этнокультурные стереотипы имеют тенденцию к размыванию, в отличие от современных, более агрессивных, которые имеют тенденцию к концентрации.
Социокультурные стереотипы, сформировавшиеся в результате военной агрессии или любой другой конфронтации часто контактирующих этносов, как правило, сохраняют наибольшую психологическую остроту в памяти не одного поколения после окончания этнического конфликта.
Диссертант полагает, что среди факторов, способствующих устойчивости стереотипов, и их консервации в памяти ряда поколений этноса, необходимо указать длительность этнического конфликта, характер его агрессивности и обязательно исторические, политические и экономические последствия.
Следует иметь в виду, что длительное существование какого-либо этнического стереотипа в неизменном виде в социальной памяти ряда поколений этноса и тем более его искусственное сохранение приводит к складыванию оппозиционного стереотипа.
Анализ многих этнических конфликтов, происходящих в современном мире, показывает, что, этнические стереотипы не могут быть истинной причиной конфликта.
Можно объяснить силу воздействия этнических стереотипов их глубокой родственной связью с традиционализмом мифологического сознания.
Многие нынешние этнические стереотипы восходят корнями в древность, к народному эпосу, бережно передаваемому из поколения в поколение.
А
мифы, основу которых составляют этнические стереотипы, «не знают различия между естественным и сверхъестественным.
В мифах есть


[стр.,67]

67 своя логика, разрешающая противоположные высказывания.
Разрушение мифа ведет не к победе рациональности, а к утверждению другого мифа.
Ежедневно с экранов телевизора, посредством газет и журналов, благодаря методу стереотипизации внедряют в сознание людей реакционные мифы и иллюзии, насаждаются этнические и расовые предрассудки фальшивое представление о других этносах.
Для воспитания и поддержания чувства гордости за свою страну, свой этнос, используются как мифы, так и всевозможные приемы сакрализации и дополнения информации.
Возникает стремление отодвинуть происхождение своего этноса как можно вглубь истории, найти для него «именитых» или даже божественных этнических предков, оттеснить «этнических врагов» и более «выпукло показать национальных героев».
Выясняя чей этнос лучше, представители разных этносов, занимаются выпячиванием положительных этнических стереотипов исключительно своего этноса, сами не желая этого, порождают национализм, перерастающий в шовинизм.
Национализм проявляется в формировании множества негативных поведенческих установок по отношению к контактирующим этносам.
Эмоциональный
компонент таких установок приобретает ярко выраженную негативную направленность, выражаясь в отсутствии уважения к другим этносам, в недоверии, враждебности, неприязни по отношению к ним, в игнорировании достоинств и достижений представителей других этносов.
Внутренним, собственно этническим источником конфликтности может стать столкновение этнических интересов, то есть тех же социальнополитических, культурных и экономических интересов, признаваемых на уровне этнического самосознания фундаментальными жизненными потребностями данной этнической общности.
Осознание этих интересов все большим количеством представителей данной этнической группы в ситуации столкновения приводит к появлению угрозы этим интересам (действительной или мнимой) и соответственно, необходимости защищать их.

[Back]