Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 73]

компонент таких установок приобретает ярко выраженную негативную направленность, выражаясь в отсутствии уважения к другим этносам, в недоверии, враждебности, неприязни по отношению к ним, в игнорировании достоинств и достижений представителей других этносов.
Внутренним, собственно этническим источником конфликтности может стать столкновение этнических интересов, то есть тех же социальнополитических, культурных и экономических интересов, признаваемых на уровне этнического самосознания фундаментальными жизненными потребностями данной этнической общности.
Осознание этих интересов все большим количеством представителей данной этнической группы в ситуации столкновения приводит к появлению угрозы этим интересам (действительной или мнимой) и соответственно, необходимости защищать их.

Другим источником конфликта может служить дифференциация этнической принадлежности.
Это процесс, при котором противостоящие социальные слои или группы делятся по этническому признаку.
Особую остроту и размах межэтнический конфликт приобретает благодаря большому эмоциональному потенциалу этнического самосознания, что влечет за собой рост этноцентризма, свойственного в той или иной степени этническому самосознанию, интенсивность циркуляции у конфликтующих этносов негативных стереотипов по отношению к «врагам», кристализацию этнической идеологии.
Чем выше защитный характер имеют этнические чувства, тем быстрее они перерождаются в национализм.
В этническом самосознании значение имеет такой бессознательно функционирующий механизм, как перенос своих неудач на соседа.
Это проявляется в способности аккумулировать энергию раздражения иных по своей природе конфликтов и переносить ее на этнические проблемы.
А поскольку вся наша жизнь изобилует большими и малыми неурядицами, тревогами и проблемами, то имеется высокая вероятность попыток
73
[стр. 67]

67 своя логика, разрешающая противоположные высказывания.
Разрушение мифа ведет не к победе рациональности, а к утверждению другого мифа.
Ежедневно с экранов телевизора, посредством газет и журналов, благодаря методу стереотипизации внедряют в сознание людей реакционные мифы и иллюзии, насаждаются этнические и расовые предрассудки фальшивое представление о других этносах.
Для воспитания и поддержания чувства гордости за свою страну, свой этнос, используются как мифы, так и всевозможные приемы сакрализации и дополнения информации.
Возникает стремление отодвинуть происхождение своего этноса как можно вглубь истории, найти для него «именитых» или даже божественных этнических предков, оттеснить «этнических врагов» и более «выпукло показать национальных героев».
Выясняя чей этнос лучше, представители разных этносов, занимаются выпячиванием положительных этнических стереотипов исключительно своего этноса, сами не желая этого, порождают национализм, перерастающий в шовинизм.
Национализм проявляется в формировании множества негативных поведенческих установок по отношению к контактирующим этносам.
Эмоциональный компонент таких установок приобретает ярко выраженную негативную направленность, выражаясь в отсутствии уважения к другим этносам, в недоверии, враждебности, неприязни по отношению к ним, в игнорировании достоинств и достижений представителей других этносов.
Внутренним, собственно этническим источником конфликтности может стать столкновение этнических интересов, то есть тех же социальнополитических, культурных и экономических интересов, признаваемых на уровне этнического самосознания фундаментальными жизненными потребностями данной этнической общности.
Осознание этих интересов все большим количеством представителей данной этнической группы в ситуации столкновения приводит к появлению угрозы этим интересам (действительной или мнимой) и соответственно, необходимости защищать их.


[стр.,68]

68 Другим источником конфликта может служить дифференциация этнической принадлежности.
Это процесс, при котором противостоящие социальные слои или группы делятся по этническому признаку.
Особую остроту и размах межэтнический конфликт приобретает благодаря большому эмоциональному потенциалу этнического самосознания, что влечет за собой рост этноцентризма, свойственного в той или иной степени этническому самосознанию, интенсивность циркуляции у конфликтующих этносов негативных стереотипов по отношению к «врагам», кристализацию этнической идеологии.
Чем выше защитный характер имеют этнические чувства, тем быстрее они перерождаются в национализм.
В этническом самосознании значение имеет такой бессознательно функционирующий механизм, как перенос своих неудач на соседа.
Это проявляется в способности аккумулировать энергию раздражения иных по своей природе конфликтов и переносить ее на этнические проблемы.
А поскольку вся наша жизнь изобилует большими и малыми неурядицами, тревогами и проблемами, то имеется высокая вероятность попыток
обвинить во всех трудностях представителей других этносов.
В любом этническом конфликте заинтересованная группа лиц (чаще всего политическая правящая элита) мастерски переносят негативные этнические стереотипы, проецируемые с представителей одного этноса на представителей другого.
Тем более, что способность аккумулировать энергию неэтнического конфликта и компенсаторная функция чувства этнической принадлежности позволяет манипулировать этническими чувствами, переносить энергию социального протеста в иное, межэтническое русло.
И тут возникает необходимость прибегнуть к помощи «образа врага».
Образы врага иноверца «вживаются» в сформированный преимущественно через средства массовой информации этнический стереотип, фактически становятся миной замедленного действия, способной порождать межэтнические трения спустя десятилетия после вызвавших их событий.

[Back]