обвинить во всех трудностях представителей других этносов. В любом этническом конфликте заинтересованная группа лиц (чаще всего политическая правящая элита) мастерски переносят негативные этнические стереотипы, проецируемые с представителей одного этноса на представителей другого. Тем более, что* способность аккумулировать, энергию неэтнического конфликта и компенсаторная функция чувства этнической принадлежности позволяет манипулировать этническими чувствами, переносить энергию социального протеста в иное, межэтническое русло. И тут возникает необходимость прибегнуть к помощи «образа врага». Образы врага иноверца «вживаются» в сформированный преимущественно через средства массовой информации этнический стереотип, фактически становятся миной замедленного действия, способной порождать межэтнические трения спустя десятилетия после вызвавших их событий. Для заинтересованных в межэтническом конфликте сторон (если быть более точным, то правящих политических элит), очень важно, что наличие стереотипа образа врага иноверца мгновенно концентрирует осмысленность жизни. Алогичность функционирования этнического бессознательного проявляется в существовании двойного стандарта все, задевающее чувство собственного этнического достоинства, воспринимается исключительно болезненно, часто как вызванное дурным умыслом. И в то же время мало или совсем не обращается внимание на этнические чувства других, на собственные действия, могущие обидеть представителей других этносов. Проявление двойного стандарта в сознании «угнетаемого» этноса многократно усиливается в обстановке межэтнического конфликта. Для закрепления в сознании масс этнических стереотипов практикуется многократное и настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конечном итоге превращаются в символы. Постоянное воспроизведение сфабрикованных правящим или рвущимися к власти элитами негативных этнических стереотипов создают посылки для их 74 |
68 Другим источником конфликта может служить дифференциация этнической принадлежности. Это процесс, при котором противостоящие социальные слои или группы делятся по этническому признаку. Особую остроту и размах межэтнический конфликт приобретает благодаря большому эмоциональному потенциалу этнического самосознания, что влечет за собой рост этноцентризма, свойственного в той или иной степени этническому самосознанию, интенсивность циркуляции у конфликтующих этносов негативных стереотипов по отношению к «врагам», кристализацию этнической идеологии. Чем выше защитный характер имеют этнические чувства, тем быстрее они перерождаются в национализм. В этническом самосознании значение имеет такой бессознательно функционирующий механизм, как перенос своих неудач на соседа. Это проявляется в способности аккумулировать энергию раздражения иных по своей природе конфликтов и переносить ее на этнические проблемы. А поскольку вся наша жизнь изобилует большими и малыми неурядицами, тревогами и проблемами, то имеется высокая вероятность попыток обвинить во всех трудностях представителей других этносов. В любом этническом конфликте заинтересованная группа лиц (чаще всего политическая правящая элита) мастерски переносят негативные этнические стереотипы, проецируемые с представителей одного этноса на представителей другого. Тем более, что способность аккумулировать энергию неэтнического конфликта и компенсаторная функция чувства этнической принадлежности позволяет манипулировать этническими чувствами, переносить энергию социального протеста в иное, межэтническое русло. И тут возникает необходимость прибегнуть к помощи «образа врага». Образы врага иноверца «вживаются» в сформированный преимущественно через средства массовой информации этнический стереотип, фактически становятся миной замедленного действия, способной порождать межэтнические трения спустя десятилетия после вызвавших их событий. 69 Для заинтересованных в межэтническом конфликте сторон (если быть более точным, то правящих политических элит), очень важно, что наличие стереотипа образа врага иноверца мгновенно концентрирует осмысленность жизни. Алогичность функционирования этнического бессознательного проявляется в существовании двойного стандарта все, задевающее чувство собственного этнического достоинства, воспринимается исключительно болезненно, часто как вызванное дурным умыслом. И в то же время мало или совсем не обращается внимание на этнические чувства других, на собственные действия, могущие обидеть представителей других этносов. Проявление двойного стандарта в сознании «угнетаемого» этноса многократно усиливается в обстановке межэтнического конфликта. Для закрепления в сознании масс этнических стереотипов практикуется многократное и настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конечном итоге превращаются в символы. Постоянное воспроизведение сфабрикованных правящим или рвущимися к власти элитами негативных этнических стереотипов создают посылки для их некритического восприятия и усвоения. Большую роль здесь играет внушение стереотипных представлений без особых доказательств, логических построений. Есть и другой аспект данной проблемы. Использование понятия «этнического стереотипа» отталкивается от мысли о «взаимном непонимании» между сторонами как источнике конфликтности и, во многом, ведущем факторе формирования и эволюции конкретной ситуации. «Взаимное непонимание» достаточно широкий термин, который, однако, не должен пониматься буквально. Речь в данном случае не идет лишь о ситуации, возникающей в ходе развития этнического конфликта, или об изначально существующем недоверии между представителями различных этносов и этнических групп. Феномен взаимного непонимания есть явление исторического и временного становления. Это не только факт данной реальности. Это изначально является потенциалом конфликтности, который может быть реализован в любой |