Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 75]

некритического восприятия и усвоения.
Большую роль здесь играет внушение стереотипных представлений без особых доказательств, логических построений.
Есть и другой аспект данной проблемы.

Р1спользование понятия «этнического стереотипа» отталкивается от мысли о «взаимном непонимании» между сторонами как.
источнике конфликтности и*, во многом, ведущем факторе формирования.и эволюции конкретной ситуации.
«Взаимное непонимание» достаточно широкий термин, который, однако, не должен пониматься буквально.
Речь в данном случае не идет лишь о ситуации, возникающей в ходе развития этнического конфликта, или об
изнач&аьно существующем недоверии между представителями различных этносов и этнических групп.
Феномен взаимного непонимания есть явление исторического и временного становления.

Эго не только факт данной реальности.
Это изначально является потенциалом конфликтности, который может быть реализован в любой
момент.
Этот потенциал включает в себя религиозные, культурные, социально-экономические стереотипы между представителями сосуществующих этнических групп и этносов.
В них заложены особенности исторического пути каждой из этнических групп, результаты их взаимодействия на всем протяжении периода их соседства и взаимопроникновения, включая, в первую очередь, негативные (в широком смысле этого слова) итоги этого взаимо проникно вения.
Взаимное непонимание выступает в качестве некоторой структуры, центральное место в которой занимает этнический стереотип.
Ситуация «взаимного непонимания» в ее широком значении предполагает, что народы вырабатывают определенные, фиксированные в их памяти и искаженные представления друг о друге, но и о самих себе.
Совершенно несущественно в этой связи то, что «этнический стереотип», связанный с представлениями о другой стороне, резко контрастирует с собственным стереотипом, несомненно, отрицателен, то второй однозначно положителен.
[стр. 69]

69 Для заинтересованных в межэтническом конфликте сторон (если быть более точным, то правящих политических элит), очень важно, что наличие стереотипа образа врага иноверца мгновенно концентрирует осмысленность жизни.
Алогичность функционирования этнического бессознательного проявляется в существовании двойного стандарта все, задевающее чувство собственного этнического достоинства, воспринимается исключительно болезненно, часто как вызванное дурным умыслом.
И в то же время мало или совсем не обращается внимание на этнические чувства других, на собственные действия, могущие обидеть представителей других этносов.
Проявление двойного стандарта в сознании «угнетаемого» этноса многократно усиливается в обстановке межэтнического конфликта.
Для закрепления в сознании масс этнических стереотипов практикуется многократное и настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конечном итоге превращаются в символы.
Постоянное воспроизведение сфабрикованных правящим или рвущимися к власти элитами негативных этнических стереотипов создают посылки для их некритического восприятия и усвоения.
Большую роль здесь играет внушение стереотипных представлений без особых доказательств, логических построений.
Есть и другой аспект данной проблемы.

Использование понятия «этнического стереотипа» отталкивается от мысли о «взаимном непонимании» между сторонами как источнике конфликтности и, во многом, ведущем факторе формирования и эволюции конкретной ситуации.
«Взаимное непонимание» достаточно широкий термин, который, однако, не должен пониматься буквально.
Речь в данном случае не идет лишь о ситуации, возникающей в ходе развития этнического конфликта, или об
изначально существующем недоверии между представителями различных этносов и этнических групп.
Феномен взаимного непонимания есть явление исторического и временного становления.

Это не только факт данной реальности.
Это изначально является потенциалом конфликтности, который может быть реализован в любой


[стр.,70]

70 момент.
Этот потенциал включает в себя религиозные, культурные, социально-экономические стереотипы между представителями сосуществующих этнических групп и этносов.
В них заложены особенности исторического пути каждой из этнических групп, результаты их взаимодействия на всем протяжении периода их соседства и взаимопроникновения, включая, в первую очередь, негативные (в широком смысле этого слова) итоги этого взаимопроникновения.
Взаимное непонимание выступает в качестве некоторой структуры, центральное место в которой занимает этнический стереотип.
Ситуация «взаимного непонимания» в ее широком значении предполагает, что народы вырабатывают определенные, фиксированные в их памяти и искаженные представления друг о друге, но и о самих себе.
Совершенно несущественно в этой связи то, что «этнический стереотип», связанный с представлениями о другой стороне, резко контрастирует с собственным стереотипом, несомненно, отрицателен, то второй однозначно положителен.

Существенно другое.
Каждый из этих стереотипов, безусловно, не отвечает реальному положению дел, идеализирует собственный этнос или подвергает некритическому осмеянию представителей другого этноса.
Становление обоих этих стереотипов диктуется ситуацией «взаимного непонимания» и порождается ею.
При возникновении положения, когда этническая группа испытывает чувство «фрустрации» ущербности, порождаемой различными по своей значимости факторами и обстоятельствами (экономическими, политическими, культурными и т.п.), этнический стереотип может становиться стержневым при определении необходимого стереотипа поведения представителя этноса и его этнической группы.
«Нужный» стереотип выступает на передний край как в роли автостереотипа, так и в роли гетеростереотипа, то есть другой этнической группы.
В случае возникновения конфликтной ситуации этнические стереотипы превосходства становятся фактором, стимулирующим приближение победы над воспринимаемой в качестве враждебной сто

[Back]