Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 77]

пойдет на осуществление идентичной меры самозащиты.
Развитие конфликтной ситуации будет осуществляться «по кругу», постоянно подогревая и нагнетая ситуацию и превращая ее, в конечном итоге, в тупиковую.
Существование «взаимного непонимания» отнюдь не представляет собой неестественное положение.
Оно вытекает из исторически сложившихся обстоятельств формирования этнических образований; их государственности или отсутствия таковой, особенностей общественнополитической жизни этносов, их культуры, религиозных представлений и ценностных
ориентации.
Коль скоро эти обстоятельства не совпадают, «взаимное непонимание» этнических групп будет обладать объективной значимостью.
Порождаемый «взаимным непониманием» этнический стереотип не только субъективен, но и объективен уже потому, что в нем фиксируются реально существующие между этносами различия (по крайней мере, в том, что касается действительных точек соприкосновения между народами).
Фиксация торговли и ростовщичества в качестве основных, профессиональных занятий
одного народа и их выпячивание скрывает, разумеется, иные варианты в иных условиях (на его исторической родине, например) социального функционирования представителей того же народа.
Однако, этнический стереотип в конкретных контактах между представителями разных этносов объективен.
Анализ представленного материала показывает, что этнические стереотипы влияют на формирование, этнического самосознания двояко: они могут выступить в роли как интегрирующего, так и дезинтегрирующего факторов.
Этнические стереотипы выступают информационной базой для этнического самосознания.
В самосознании этнические стереотипы выступают в ипостаси субъективно объективно самообраза.
Этнические стереотипы сохраняют объективный характер в этническом самосознании уже потому, что на фоне образа другой стороны выделяет преимущество в
[стр. 71]

71 роной.
А негативизм стереотипа иной этнической группы и позитивизм «самообраза» направлены на подтверждение правоты того дела, за которое борется каждая из конфликтующих сторон.
Решение задачи избавления от ситуации «фрустрации» направляется в русло межэтнической борьбы.
Этнические стереотипы сторон как в период до возникновения кризиса во взаимоотношениях между ними, так и, тем более в процессе развития, включая представления о самих себе, а также о противнике, зеркально отражают друг друга.
В силу этого, основанное на зеркальном отражении стереотипов восприятия противоположной иноэтнической стороны становится важнейшим источником эскалации взаимной напряженности и «взаимного непонимания».
Если одна из сторон конфликта в этой обстановке предпринимает ту или иную меру, призванную обеспечить ее безопасность, то противоположная сторона всегда будет рассматривать эту меру в качестве «провокационной» и, на этой основе, пойдет на осуществление идентичной меры самозащиты.
Развитие конфликтной ситуации будет осуществляться «по кругу», постоянно подогревая и нагнетая ситуацию и превращая ее, в конечном итоге, в тупиковую.
Существование «взаимного непонимания» отнюдь не представляет собой неестественное положение.
Оно вытекает из исторически сложившихся обстоятельств формирования этнических образований, их государственности или отсутствия таковой, особенностей общественно-политической жизни этносов, их культуры, религиозных представлений и ценностных
ориентаций.
Коль скоро эти обстоятельства не совпадают, «взаимное непонимание» этнических групп будет обладать объективной значимостью.
Порождаемый «взаимным непониманием» этнический стереотип не только субъективен, но и объективен уже потому, что в нем фиксируются реально существующие между этносами различия (по крайней мере, в том, что касается действительных точек соприкосновения между народами).
Фиксация торговли и ростовщичества в качестве основных, профессиональных за


[стр.,72]

72 нятий одного народа и их выпячивание скрывает, разумеется, иные варианты в иных условиях (на его исторической родине, например) социального функционирования представителей того же народа.
Однако, этнический стереотип в конкретных контактах между представителями разных этносов объективен.
Анализ представленного материала показывает, что этнические стереотипы влияют на формирование этнического самосознания двояко: они могут выступить в роли как интегрирующего, так и дезинтегрирующего факторов.
Этнические стереотипы выступают информационной базой для этнического самосознания.
В самосознании этнические стереотипы выступают в ипостаси субъективно объективно самообраза.
Этнические стереотипы сохраняют объективный характер в этническом самосознании уже потому, что на фоне образа другой стороны выделяет преимущество в
занятиях собственного этноса, его предпочтения, вытекающие из выполняемых им социальных функций и ролей, вкусы, ценностные ориентации.
Выполняя интегрирующую функцию в этническом самосознании, этнический стереотип закрепляется в исторической памяти этнической группы посредством стереотипов мышления, поведения, государственной и идеологической символики, одновременно пополняется ежедневной практикой составляющих эту группу личностей.
Функционирование этнического стереотипа в огромной степени субъективируется, подвергается большей деформации, ведущей к внесению дополнительных факторов искажения реальной картины сосуществования и взаимоотношений между представителями иноэтнических групп и этносов.
Дезинтегративная функция этнических стереотипов заключается в том, что в памяти этноса фиксируется область негативных взаимных межэтнических контактов, вызванных, как правило, территориальными спорами (в силу этого он неполон, ущербен, ограничен и искажен).
Тем не менее, этнический стереотип всегда содержит и некоторые положительные представления о

[Back]