Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 78]

занятиях собственного этноса, его предпочтения, вытекающие из выполняемых им социальных функций и ролей, вкусы, ценностные ориентации.
Выполняя интегрирующую функцию в этническом самосознании,, этнический стереотип закрепляется в исторической памяти этнической группы посредством стереотипов мышления, поведения, государственной и идеологической символики, одновременно пополняется ежедневной практикой составляющих эту группу личностей.
Функционирование этнического стереотипа в огромной степени субъективируется, подвергается большей деформации, ведущей к внесению дополнительных факторов искажения реальной картины сосуществования и взаимоотношений между представителями иноэтнических групп и этносов.
Дезинтегративная функция этнических стереотипов заключается в том, что в памяти этноса фиксируется область негативных взаимных межэтнических контактов, вызванных, как правило, территориальными спорами (в силу этого он неполон, ущербен, ограничен и искажен).
Тем не менее, этнический стереотип всегда содержит и некоторые положительные представления о
другой этнической группе, пусть порой подаваемые с позиций уничижения или снисходительности.
Поэтому наличие этнического стереотипа, в своей основе порождаемого реальностью жизненных контактов между этносами, не может само по себе стать исходной точкой конфликтной ситуации.
Для того, чтобы это произошло, необходима ситуация этнической «фрустрации», в атмосфере которой появляются предпосылки для «манипулирования» им или, иными словами, использования умонастроений личностей, вытекающих из исторической памяти народа.
Проведенный анализ проблемы позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, говоря об этнических стереотипах, мы имеем в виду образ того или иного объекта передающийся от одного представителя этноса к другому в сжатой, выразительной форме и имеющие широкое
7$
[стр. 72]

72 нятий одного народа и их выпячивание скрывает, разумеется, иные варианты в иных условиях (на его исторической родине, например) социального функционирования представителей того же народа.
Однако, этнический стереотип в конкретных контактах между представителями разных этносов объективен.
Анализ представленного материала показывает, что этнические стереотипы влияют на формирование этнического самосознания двояко: они могут выступить в роли как интегрирующего, так и дезинтегрирующего факторов.
Этнические стереотипы выступают информационной базой для этнического самосознания.
В самосознании этнические стереотипы выступают в ипостаси субъективно объективно самообраза.
Этнические стереотипы сохраняют объективный характер в этническом самосознании уже потому, что на фоне образа другой стороны выделяет преимущество в занятиях собственного этноса, его предпочтения, вытекающие из выполняемых им социальных функций и ролей, вкусы, ценностные ориентации.
Выполняя интегрирующую функцию в этническом самосознании, этнический стереотип закрепляется в исторической памяти этнической группы посредством стереотипов мышления, поведения, государственной и идеологической символики, одновременно пополняется ежедневной практикой составляющих эту группу личностей.
Функционирование этнического стереотипа в огромной степени субъективируется, подвергается большей деформации, ведущей к внесению дополнительных факторов искажения реальной картины сосуществования и взаимоотношений между представителями иноэтнических групп и этносов.
Дезинтегративная функция этнических стереотипов заключается в том, что в памяти этноса фиксируется область негативных взаимных межэтнических контактов, вызванных, как правило, территориальными спорами (в силу этого он неполон, ущербен, ограничен и искажен).
Тем не менее, этнический стереотип всегда содержит и некоторые положительные представления о


[стр.,73]

73 другой этнической группе, пусть порой подаваемые с позиций уничижения или снисходительности.
Поэтому наличие этнического стереотипа, в своей основе порождаемого реальностью жизненных контактов между этносами, не может само по себе стать исходной точкой конфликтной ситуации.
Для того, чтобы это произошло, необходима ситуация этнической «фрустрации», в атмосфере которой появляются предпосылки для «манипулирования» им или, иными словами, использования умонастроений личностей, вытекающих из исторической памяти народа.
Проведенный анализ проблемы позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, говоря об этнических стереотипах, мы имеем в виду образ того или иного объекта передающийся от одного представителя этноса к другому в сжатой, выразительной форме и имеющие широкое
распространение в этнической среде и в обществе в целом.
Этнические стереотипы поведения и мышления, прививаются моноэтнической средой и закрепляются традициями, становятся для этноса своеобразной идеологией, проводником и обоснованием действия представителей этноса по отношению к различным социальным группам и этносам.
Этнические стереотипы передают не общечеловеческое содержание, а существенное для данной этнической группы ценностное отношение к интересуемому объекту.
Во-вторых, этнические стереотипы, функционирующие в общественном и индивидуальном сознании, имеют разный механизм возникновения, закрепления и проявления.
По механизму происхождения этнические стереотипы подразделяют на устойчивые и подвижные этнические стереотипы поведения.
Первые (этнические стереотипы поведения) формировались многими столетиями и перешли в ранг мифологизированных, не поддающиеся культурным изменениям, несмотря на влияние информационной культуры.
Вторые (этнические стереотипы мышления) формируются стихийно, в процессе межкультурной коммуникации, этнических столкновений, с помощью средств массовой коммуникации, является подвижной, изменчивой.

[Back]