Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 79]

распространение в этнической среде и в обществе в целом.
Этнические стереотипы поведения и мышления, прививаются моноэтнической средой и закрепляются традициями, становятся для этноса своеобразной идеологией, проводником и обоснованием действия представителей этноса по отношению к различным социальным группам и этносам.
Этнические стереотипы передают не общечеловеческое содержание, а существенное для данной этнической группы ценностное отношение к интересуемому объекту.
Во-вторых, этнические стереотипы, функционирующие в общественном и индивидуальном сознании, имеют разный механизм возникновения, закрепления и проявления.
По механизму происхождения этнические стереотипы подразделяют на устойчивые и подвижные этнические стереотипы поведения.
Первые (этнические стереотипы поведения) формировались многими столетиями и перешли в ранг мифологизированных,
нс поддающиеся культурным изменениям, несмотря на влияние информационной культуры.
Вторые (этнические стереотипы мышления) формируются стихийно, в процессе межкультурной коммуникации, этнических столкновений, с помощью средств массовой коммуникации, является подвижной, изменчивой.

79
[стр. 13]

13 • определена роль этнических стереотипов в формировании межэтнических отношений, которая заключается в аккумуляции опыта, сложившегося в процессе взаимодействия этносов в различных сферах жизнедеятельности; • изучены региональные особенности функционирования этнических стереотипов в духовной жизни народов Северного Кавказа и предложена классификация этнических стереотипов по механизму воспроизведения и закрепления их в этническом самосознании.
Основные положения, выносимые на защиту: 1.
Этнические стереотипы представляют собой комплекс элементов духовной культуры, зафиксированный на уровне этнического самосознания, воспроизводящийся в моноэтничной среде в процессе социализации, проявляющийся в повседневной жизни представителей этноса.
Этнические стереотипы закрепляются традициями, становятся для этноса своеобразной идеологией, проводником и обоснованием действия представителей этноса по отношению к различным социальным группам и этносам.
2.
По механизму функционирования этнические стереотипы подразделяют на устойчивые и подвижные.
Этнические стереотипы
первой группы формируются веками, переходят в ранг мифологизированных, не поддающихся культурным изменениям, несмотря на влияние информационной культуры.
Этнические стереотипы второй группы формируются в процессе межкультурной коммуникации, этнических столкновений, с помощью средств массовой коммуникации и являются подвижными, изменчивыми 3.Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании и самосознании обусловлен выполнением следующих функций: сохранение и защита этнической идентичности; этноинтегрирующая; адаптационная; регулятивная.
Этнические стереотипы выступают культурным барьером для защиты личности и выступают средством ее самоутверждения как в своей этнической среде, так и в иноэтничной.
Благодаря этни

[стр.,36]

36 Так как объект исследования этнические стереотипы сложное и многофункциональное образование, при его рассмотрении целесообразно использовать системный подход, предполагающий всестороннее изучение феномена духовной культуры во всей совокупности ее элементов.
Системный подход как направление в методологии социальных исследований, предполагает анализ объектов исследования как социальных систем.
Этот подход привлекает соискателя, прежде всего тем, что способствует раскрытию целостности изучаемого объекта и ориентирует на нахождение самых разнообразных связей, способствующих функционированию этнических стереотипов как внутри этноса, так и на межэтническом уровне.
Этнические стереотипы, функционирующие в общественном и индивидуальном сознании, имеют разный механизм возникновения, закрепления и проявления,
который можно условно разделить на две группы.
Первая ipynna стереотипов (этнические стереотипы поведения) формировались многими столетиями, перешли в ранг мифологизированных и является устойчивой, не поддающаяся культурным изменениям, несмотря на влияние информационной культуры (например, этнические стереотипы в Японии, Лаосе, Тайване).
Вторая группа этнических стереотипов (этнические стереотипы мышления) формируются стихийно, в процессе межкультурной коммуникации, этнических столкновений, с помощью средств массовой коммуникации, является подвижной, изменчивой.
Диссертант полагает, что рассматривать механизм образования и функционирования этнических стереотипов первой группы в общественном сознании необходимо в тандеме с одновременным рассмотрением характеристик межличностных отношений, складывающихся в традиционных этносах и этнических общностях.
Структура и содержание межличностных отношений в традиционных обществах получили основательную разработку в западной социальной антропологии, исходившей долгое время из предпосылки о функциональном

[стр.,73]

73 другой этнической группе, пусть порой подаваемые с позиций уничижения или снисходительности.
Поэтому наличие этнического стереотипа, в своей основе порождаемого реальностью жизненных контактов между этносами, не может само по себе стать исходной точкой конфликтной ситуации.
Для того, чтобы это произошло, необходима ситуация этнической «фрустрации», в атмосфере которой появляются предпосылки для «манипулирования» им или, иными словами, использования умонастроений личностей, вытекающих из исторической памяти народа.
Проведенный анализ проблемы позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, говоря об этнических стереотипах, мы имеем в виду образ того или иного объекта передающийся от одного представителя этноса к другому в сжатой, выразительной форме и имеющие широкое распространение в этнической среде и в обществе в целом.
Этнические стереотипы поведения и мышления, прививаются моноэтнической средой и закрепляются традициями, становятся для этноса своеобразной идеологией, проводником и обоснованием действия представителей этноса по отношению к различным социальным группам и этносам.
Этнические стереотипы передают не общечеловеческое содержание, а существенное для данной этнической группы ценностное отношение к интересуемому объекту.
Во-вторых, этнические стереотипы, функционирующие в общественном и индивидуальном сознании, имеют разный механизм возникновения, закрепления и проявления.
По механизму происхождения этнические стереотипы подразделяют на устойчивые и подвижные этнические стереотипы поведения.
Первые (этнические стереотипы поведения) формировались многими столетиями и перешли в ранг мифологизированных,
не поддающиеся культурным изменениям, несмотря на влияние информационной культуры.
Вторые (этнические стереотипы мышления) формируются стихийно, в процессе межкультурной коммуникации, этнических столкновений, с помощью средств массовой коммуникации, является подвижной, изменчивой.

[Back]