ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ 2.1. СВОЕОБРАЗИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ОБЩЕНИЯ Отличительной чертой российской цивилизации является ее полиэтнический, гюликультурный характер. Исторически сложилось так, что большое число народов и этнических групп с незапамятных времен стали жить не только рядом друг с другом, по и вместе друг с другом. При этом их культуры оказываются включенными, встроенными в общероссийскую культуру, составляя с ней единое целое. И сегодня понять, как они развивались и как будут развиваться, можно только рассматривая их в связи с общероссийской культурой. В рамках положения о многообразии культур сохраняет свое значение идея исторической преемственности бытия. Воспроизводство и сохранение общества через преемственность поколений, социальных отношений и духовных достижений та важная задача, от решения которой зависит жизнеспособность общества, его развитие или прекращение существования. История человечества — бесконечный процесс прерывности и непрерывности, смены поколений, формаций, цивилизаций. В этом процессе от поколения к поколению бережно передаются накопленные ценности духовной и материальной культуры. Человек по-прежнему ориентирован на подлинное, целостное, сакральное, находя их в себе и своей исконной культуре. Это очевидное отторжение процессов дегуманизации, заполнивших потребительское общество, которое приводит в последнее время к частому обращению к исконным ценностям. В основе локальных культур лежал определенный принцип отбора ценностей, основанный на достаточно длительной их адаптации к господствующим культурным элементам и компонентам. Ядро такой 80 |
18 Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ И САМОСОЗНАНИИ 1.1.Методология исследования этнических стереотипов как феномена культуры Духовная культура этноса представляет собой достаточно замкнутое и локальное образование. В настоящее время существуют системы локальных культур, которые отдалены друг от друга пространственно, и взаимосвязь между ними относительная. Это вовсе не означает, что такие локальные культуры не общались между собой, не знали друг о друге, а отражает лишь факт наличия в них мощного собственного каркаса, обеспечивающего иммунитет к другой культуре, не пропускающий в нее чуждых элементов и влияний. Речь идет о культурах, построенных на системе этнических ценностей, которые присутствовали в культуре на любом срезе ее истории. Развитие такой культуры и приращение ценностей в ней проходило сквозь плотное сито традиций и ценностных установок при сохранении общей направленности. Любая локальная культура, признавая существование других культур, рассматривала себя как высшее выражение человеческой культуры в целом. В основе локальных культур лежал определенный принцип отбора ценностей, основанный на достаточно длительной их адаптации к господствующим культурообразующим элементам и компонентам. Ядро такой культуры на протяжении столетий оставалось неизменным, его основное содержание передавалось из поколения к поколению. Именно эта необходимая консервативность определяла лицо данной культуры, когда на уровне этнических стереотипов поведения ее представителей мы могли относить их к |