Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 82]

особенности, и, конечно же, традиции.
В портретах даются устоявшиеся и разделяемые многими характеристики, которые отражают наиболее полным и существенным образом внешние и внутренние черты каждого этноса.
Иногда эти черты формулируются кратко и категорично,
«русское авось», «практичные американцы»* и т.д.
В других случаях этнические характеристики более расплывчаты, но в них всегда выражено определенное отношение к данной группе, чаще всего окрашенное эмоциями.
Обязанность этнических стереотипов выражается в отождествлении каждого этноса с каким-то мифическим лицом, присваивании обидных прозвищ, типа:
«черные», «мошна», «хохол», «москали» и т.д.
Вероятно, эта же тенденция порождает и их словесные портреты.

Они прибывают с одной стороны, в состоянии трансформации и постоянной модернизации, которые имеют сложный многомерный технологический и содержательный характер.
С другой, в силу нелинейности модификационных процессов, сохраняют целостными все основные составляющие этнокультур.
Получается, что национальная культура в своем целостном виде выступает в процессе глобализации не просто как пассивный, препятствующий модернизации объект, но как активный субъект, энергично сопротивляющийся всеобщей этноунификации и сохраняющий себя вопреки всему.
В процессе общения на основе предметно-практической деятельности люди не только обмениваются материальными ценностями, овладевая профессиональными знаниями и навыками, но и происходит формирование их духовного мира в целом.
Вступая в контакт, люди обмениваются опытом, знаниями и умениями, общественными ценностями, что является главным условием и необходимым средством воспитания в человеке его ценностной позиции, которая раскрывается в течение всей его жизни в знаниях, убеждениях, а главное в его этнической принадлежности.
Все это и
составляя богатство духовного мира личности, ее культуру, реализуются в конкретном поведении и поступках людей.
[стр. 19]

19 той или иной культуре, например: французской, китайской, русской.
И дело здесь не только в языке, но и во всей системе поведения и общения.
Каждая этническая культура имеет свои особенности, и эти особенности могут выражаться в самых разных вещах.
Каждая этническая культура имеет свою собственную логику, и только исходя из этой логики, можно объяснить, что для данной культуры имеет принципиальное значение, а что второстепенное.
Вполне очевидно, что взаимосвязи различных культурных элементов и поведенческих стереотипов индивидуальны для каждого этноса, для каждой этнической культуры.
С незапамятных времен люди интересовались друг другом, стремясь понять и объяснить особенности каждого и различия между ними.
Об этом неугасающем интересе свидетельствует огромное множество описательной литературы, которая постоянно продолжает пополняться.
Наши знания о других этносах неизменно растут, а вместе с ними уточняются и наши представления об особенностях социального и частного быта этносов, их нравах и обычаях.
Эти знания выражаются в характеристиках различных этносов, их словесных портретах.
Мы назовем их этническими (этнокультурными) стереотипами.
Функционируя в общественном сознании, они оказывают огромное влияние на взаимоотношения между людьми разных континентов.
Выяснить природу и происхождение этнокультурных стереотипов необходимо в связи с всеобщим стремлением к миру и взаимопониманию в полиэтничных государствах.
В любом обществе каждый известный этнос наделяется определенными признаками: каждому из них приписываются специфические черты внешности, особая манера поведения, определенные психологические особенности, и, конечно же, традиции.
В портретах даются устоявшиеся и разделяемые многими характеристики, которые отражают наиболее полным и существенным образом внешние и внутренние черты каждого этноса.
Иногда эти черты формулируются кратко и категорично,
“русское авось”,

[стр.,20]

20 “практичные американцы” и т.д.
В других случаях этнические характеристики более расплывчаты, но в них всегда выражено определенное отношение к данной группе, чаще всего окрашенное эмоциями.
Обязанность этнических стереотипов выражается в отождествлении каждого этноса с каким-то мифическим лицом, присваивании обидных прозвищ, типа:
“черные”, «курносые», “Мойша”, “хохол”.
Вероятно, эта же тенденция порождает и их словесные портреты.

Диссертант полагает, что прежде чем приступить к философскоантропологическому анализу феномена этнического стереотипа и предложить определение самой категории “этнический стереотип”, необходимо кратко остановиться на более общей категории “социальный стереотип”, так как именно через нее наиболее целесообразно сформулировать определение этнического стереотипа.
В обществоведении под социальным стереотипом обычно понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайный образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
Нередко при определении конкретного социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, нагруженности его так называемым “ошибочным” компонентом.
В других случаях акцентируются его динамические характеристики, например, устойчивость, консерватизм, свидетельствующие о способности успешно справляться с любой информацией, направленной на его изменение.
Общей тенденцией в определениях социального стереотипа является признание его преимущественно негативным феноменом, трактовка его в виде своеобразных “шор”, исключающих видение социальной реальности.
В современном обществоведческом знании существует ряд определений социального стереотипа, перекочевавших из западных словарей по социологии и психологии.
Определениями стереотипа, введенными в оборот психологами и социологами в 30 50 годы XX века,

[стр.,93]

93 Социально признанные этносом стереотипы поведения складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение, от индивида к индивиду.
К обычаю можно отнести трудовые приемы, формы поведения, жизненный уклад.
Обычаи играют немалую роль в воспитании ребенка, способствуя приобщению к культуре ребенка или взрослого человека в иноэтнической среде.
Благодаря этническим стереотипам поведения осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, в синхронном разрезе внутри общества, между этносами.
Этнические стереотипы поведения сохраняют социальный опыт поколений, являясь своеобразной "памятью" этноса, кладовой накопленного опыта, хранителем времени, упорядочивающего этот опыт.
Социокультурным механизмом воспроизводства культурной деятельности этноса, при котором эта деятельность повторяет прошлые образы и признается нормативной в силу их наличия в прошлом является традиция.
В традиции этнические стереотипы являются наиболее подвижными.
2.2.
Этнические стереотипы в системе межкультурной коммуникации В процессе общения на основе предметно-практической деятельности люди не только обмениваются материальными ценностями, овладевая профессиональными знаниями и навыками, но и происходит формирование их духовного мира в целом.
Вступая в контакт, люди обмениваются опытом, знаниями и умениями, общественными ценностями, что является главным условием и необходимым средством воспитания в человеке его ценностной позиции, которая раскрывается в течение всей его жизни в знаниях, убеждениях, а главное в его этнической принадлежности.
Все это и
составляет богатство духовного мира личности, ее духовную культуру.
Духовные качества

[Back]