этнического «я», то есть определенного традиционного стереотипа мышления н поведения, определяемых этнической принадлежностью. Сейчас, когда этнические различия все больше и больше властвуют над поведением людей, тем самым, определяя характер восприятия других этносов, межкультурное общение порождает немало проблем. В* межэтническом общении, во время социально-экономической; политической нестабильности, полнее начинают действовать противоречия; имевшие раньше ограниченное проявление. Противоречие между растущей и наступающей сознательностью, которая изменяет сам процесс межэтнических отношений, и стихийностью, проявляющейся ежедневно и ежечасно. Это никем не регулируемые извне, постоянно растущие случайные межэтнические контакты в быту, на улице, которые иногда могут и не соответствовать общепринятым стереотипам общения. Не секрет, что на возраст, пол, религиозность, манеру поведения обращают больше внимание в любой этнической культуре, особенно восточной. Все это приходится учитывать в процессе интерпретации поведения партнера в межкультурном общении. Если это член семьи, близкий друг, земляк, мы хорошо понимаем друг друга. Но если он живет в другом регионе, республике, стране, выясняется, что этот человек думает подругому, говорит иначе, придерживается ценностей, отличающихся от наших. Из-за различий общение приобретает новое измерение, требует особых усилий, большого внимания, сосредоточенности. Разговаривая с близкими друзьями, мы обращаемся к общему опыту. С представителями другого этноса все иначе. Формирование навыков межкультурного общения начинается в детском возрасте, когда общаясь с взрослыми и сверстниками, впитывая устное народное творчество (сказки, песни, игры), ребенок приобщается к ценностям культуры, представлениям о нормах поведения и взаимоотношений, развиваясь по мере накопления и усвоения жизненного опыта. В системе социализации в каждой этнической культуре закладывается 85 |
96 что образы “чужаков” складываются не столько из реальных черт этих “чужаков”, сколько из наших собственных качеств, вытесняемых из сознания и переворачиваемых в ходе психологической разрядки. Этнические стереотипы в ситуациях межкультурного общения выступают “гидами” поведения. На основе сформированных представлений мы заранее прогнозируем поведение представителя другого этноса и сами того, не желая, устанавливаем дистанцию в процессе межкультурного общения. Восприятие другого этноса это непосредственная реакция на контакт с иноэтнической средой. Обычно восприятие идет через призму своего этнического “я”, то есть определенного традиционного стереотипа мышления и поведения, определяемых этнической принадлежностью. Сейчас, когда этнические различия все больше и больше властвуют над поведением людей, тем самым, определяя характер восприятия других этносов, межкультурное общение порождает немало проблем. В межэтническом общении, во время социально-экономической, политической нестабильности, полнее начинают действовать противоречия, имевшие раньше ограниченное проявление. Противоречие между растущей и наступающей сознательностью, которая изменяет сам процесс межэтнических отношений, и стихийностью, проявляющейся ежедневно и ежечасно. Это никем не регулируемые извне, постоянно растущие случайные межэтнические контакты в быту, на улице, которые иногда могут и не соответствовать общепринятым стереотипам общения. Не секрет, что на возраст, пол, религиозность, манеру поведения обращают больше внимание в любой этнической культуре, особенно восточной. Все эго приходится учитывать в процессе интерпретации поведения партнера в межкультурном общении. Если это член семьи, близкий друг, земляк, мы хорошо понимаем друг друга. Но если он живет в другом регионе, республике, стране, выясняется, что этот человек думает по-другому, говорит иначе, придерживается ценностей, отличающихся от наших. Из-за различий 97 общение приобретает новое измерение, требует особых усилий, большого внимания, сосредоточенности. Разговаривая с близкими друзьями, мы обращаемся к общему опыту. С представителями другого этноса все иначе. Формирование навыков межкультурного общения начинается в детском возрасте, когда общаясь с взрослыми и сверстниками, впитывая устное народное творчество (сказки, песни, игры), ребенок приобщается к ценностям культуры, представлениям о нормах поведения и взаимоотношений, развиваясь по мере накопления и усвоения жизненного опыта. В системе социализации в каждой этнической культуре закладывается механизм воспитания ее представителей в первую очередь к своим традиционным ценностям, а затем уважение к иным культурам. Соискатель утверждает, что, формируясь и проявляясь в традиции, этнический стереотип является элементом самосохранения этноса как целостного и неповторимого организма. Этнический стереотип играет консолидирующую роль в становлении этнической группы и этноса в целом. Попадая в иноэтническую культуру, человек оказывается в ситуации, когда привычные стереотипы поведения не приемлемы. Порой представляется, что представители разных этносов обязательно поймут друг друга, если они познакомятся ближе. Однако при низком уровне межкультурной компетенции усиливаются негативные стереотипы и проявления агрессивности. С помощью этнокультурных стереотипов и информационных связей осуществляется распределение информации и организация согласованных действий внутри этноса. Традиционно в этом качестве выступают визиты, публичный и внутрисемейный этикет, другие институты, с помощью которых люди вступают в контакт друг с другом, благодаря которым создается и сохраняется социокультурная общность этносов. Каналы межэтнического общения мало отличаются от каналов внутриэтнического общения. Здесь тоже используются стереотипные формы поведения. При этом этнокультурная информация передается от этноса к этносу в порядке обмена или взаимо |