Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 93]

разламыванием пополам стрелы, у ряда западно-адыгских этносов клятва на священном посохе, у чеченцев и ингушей клятва на Коране120.
Предметы и операции с ними, символизировали смерть на
случаи отказа от истины: от тигра у нага, от стрелы у кабардинцев, от бога у шапсугов^ ингушей, чеченцев: Особо важная и значимая форма этнокультурных стереотипов общения дарообмен.
В традиционном этническом социуме без соблюдения-сложной, разветвленной системы правил дарообмена о поддержании социальных связей в заданном режиме не может быть и речи.
Об этом свидетельствуют и результаты конкретных исследований в этой
области121.
Что касается подтверждения этнической специфики общения данного типа, то она столь очевидна, что не нуждается в подкреплении примерами.

В число стереотипизированных элементов общения относится и время, вернее, ритуальное время, такое как распределение во времени календарных обрядов жизненныхциклов, время нанесения и продолжительность визитов.
Например, для общества, ориентированного на такие традиционные формы регуляции, как ритуал, обычно действуют стереотипы и правила, унаследованные от предков и уже поэтому имеют императивный характер для любого члена этноса.
Р.М.
Берндт и К.Х.
Берндт, описывая этнические стереотипы австралийцев подчеркивают, что, общепринятые стандарты поведения у аборигенов считаются наследием прошлого.
По их представлениям, «великие мифические предки создали тот образ жизни, который ведут теперь люди.
И так как сами мифические предки считаются вечными и бессмертными, таким же неизменным, раз и навсегда установленным, должен быть и существующий уклад
жизни»122.
Еще больше специфики в стереотипах общения, представленных в
110 См.: Ногмов Ш.
История адыгейского народа.
Нальчик.
1958, С.
159.

121 См.: Смирнова Я.С.
Свадебный дарообмен у народов Северного Кавказа и его современная модификация // Советская этнография.

5980.
№1, С.
96 104.
Жуковская НЛ.
Несколько слов о правилах монгольского этикета// Материальная и духовная жизнь монголов.
Элиста.
1983.
С.
59 77.

122 Берндт Р.М., Берндт К.Х.
Мир первых австралийцев.
М.
1981, С.
318 319, 447.

93
[стр. 101]

1 0 1 жает одобрение116 117 118, у казахов “завернуть края достархана” (достархан кайыру) жест, свидетельствующий о том, что гости уже наелись и пищу можно убрать11.
Понятие стереотипы общения призвано вместить огромное разнообразие этнодифференцирующих явлений коммуникативного поведения.
Вполне приемлемо включение в него коммуникативных табу различного рода: языковых, тематических, контактных.
Избежание контактов и молчание при условии их ритуализации можно квалифицировать как стереотип общения.
Значительное место в составе стереотипов общения занимают всевозможные коммуникативно-значимые предметы и операции с ними.
У индийцев племени нага по сей день действует правило, согласно которому чело1 1 Q век, дающий нерушимую клятву, обязан укусить зуб тигра .
У кабардинцев самой значительной клятвой была признана в прошлом клятва с разламыванием пополам стрелы, у ряда западно-адыгских этносов клятва на священном посохе, у чеченцев и турок клятва на Коране119.
Предметы и операции с ними, символизировали смерть на
случай отказа от истины: от тигра у нага, от стрелы у кабардинцев, от бога у шапсугов, абадзехов, чеченцев.
Особо важная и значимая форма этнокультурных стереотипов общения дарообмен.
В традиционном этническом социуме без соблюдения сложной, разветвленной системы правил дарообмена о поддержании социальных связей в заданном режиме не может быть и речи.
Об этом свидетельствуют и результаты конкретных исследований в этой
области120.
Что касается подтверждения этнической специфики общения данного типа, то она столь очевидна, что не нуждается в подкреплении примерами.

116 См: Хачатрян А.А., Тохманян Р.М.
Невербальные средства общения в армянской среде // Национальнокультурная специфика речевого общения народов СССР.
М.
1987.
С.53.
117 Бенвенист Э.
Общая лингвистика.
М.
1974, С.
78, 87.
118 См: Ковалев И.М.
Судьбы индийских племен.
М., 1982.
С.220.
119 См: Ногмов Ш.
История адыгейского народа.
Нальчик.
1958, С.159.

,2° См: Смирнова Я.С.
Свадебный дарообмен у народов Северного Кавказа и его современная модификация // Советская этнография.

1980.
№1, С.
96 104.
Жуковская Н.Л.
Несколько слов о правилах монгольского этикета// Материальная и духовная жизнь монголов.
Элиста.
1983.
С.
59 77.


[стр.,102]

102 В число стереотипизированных элементов общения относится и время, вернее, ритуальное время, такое как распределение во времени календарных обрядов жизненных циклов, время нанесения и продолжительность визитов.
Например, для общества, ориентированного на такие традиционные формы регуляции, как ритуал, обычно действуют стереотипы и правила, унаследованные от предков и уже поэтому имеют императивный характер для любого члена этноса.
Р.М.
Берндт и К.Х.
Берндт, описывая этнические стереотипы австралийцев подчеркивают, что, общепринятые стандарты поведения у аборигенов считаются наследием прошлого.
По их представлениям, «великие мифические предки создали тот образ жизни, который ведут теперь люди.
И так как сами мифические предки считаются вечными и бессмертными, таким же неизменным, раз и навсегда установленным, должен быть и существующий уклад
жизни»121 122.
Еще больше специфики в стереотипах общения, представленных в
жестах и мимике.
При межэтническом общении, в случае отсутствия языкового понимания на первый план выходят мимическое общение и жестикуляция.
Как и всякий язык, он у каждого народа свой.
Один и тот же жест у разных этносов имеет различное толкование.
Почти половина арабов, латиноамериканцев и представителей этносов Южной Европы касаются друг друга в процессе общения, в то время как это нехарактерно для этносов Восточной Азии и исключено для индийцев и пакистанцев.
Латиноамериканцы уверены, что если они при беседе не касаются партнера, значит, деловая встреча не удалась.
По мнению итальянцев, так ведут себя недружелюбные люди.
Японцы же считают, что касаться собеседника человек может только при 122 полной потере самоконтроля либо выражая агрессивные намерения .
Проксемическое поведение очень часто вызывает недоумение и неприятие у представителей разных этносов.
Так, обычай представителей мно121 Берндт Р.М., Берндт К.Х.
Мир первых австралийцев.
М.
1981, С.
318 319,447.

122 .См: Чсрданцева Т.З.
Язык и его образы.
М.
1977, С.
152..

[Back]