общения. У венгров мужчина и женщина, идущие под руку, производят на окружающих впечатление пары, связанной интимными отношениями, в то время как у русских такая*' форма контакта воспринимается не так однозначно: возможно, это просто знакомые. У ингушей вызывает огромнейшее недоразумение поцелуй в составе приветствия.мужчины мужчиной, практикуемые у грузин. Другой пример: «Стоит мужчине придержать дверь открытой, пропуская вперед себя женщину японку, пишет Т. Шибутани, она воспримет это как показатель глубокого влечения; американка в подобных обстоятельствах отметит только, что человек хорошо воспитан. Их последующее отношение к этому человеку будет 124 соответственно отличаться» . Как свидетельствуют приведенные выше примеры, при культурных межэтнических контактах различия в этнокультурных стереотипах могут стать источником непонимания и напряженности при общении. Межкультурное общение является тем социокультурным механизмом, который обеспечивает возможность согласованной человеческой деятельности. Способы реализации этой ключевой функции специфичные у разных народов. Следовательно, есть все основания говорить не только об ориентирующей и интегрирующей функциях межкультурного общения, но и о социально-дифференцирующих функциях, включая специфику этнического и межэтнического общения. Роль этнических стереотипов при межкультурном общении ярко проявляется в актуализации внутренних связей и отношений традиционного этнического социума. Этнические стереотипы общения являются одним из способов существования и трансляции своеобразной духовной многоликой культуры этноса. В настоящее время роль стереотипов в межкультурном общении в производстве и воспроизводстве культуры этносов достаточна велика. В сфере духовной жизни она возрастает. Например, у мужчин I2J Шибутпни Т. Социальная психология. М. 1969. С. 309. |
103 гих арабских этносов во время беседы располагаться к партнеру (в том числе и к женщине), намного ближе, чем принято у европейцев, приводит к сомнениям и необоснованным подозрениям у представителей других этнических культур. Очень часто незнание этнической специфики общения происходят недоразумения. Так, североамериканцы обычно ведут разговор, располагаясь на расстояние чуть более полуметра друг от друга. Латиноамериканец в разговоре с североамериканцем стремиться приблизиться к собеседнику. Именно поэтому, североамериканцы уверены, что их южные соседи излишне настойчивы и претендуют на установление слишком близких отношений. А латиноамериканцы считают, что их собеседники североамериканцы высокомерные и надменные люди. Отсюда вполне объяснимые при взаимодействии представителей разных этнических культур явления взаимного непонимания. Есть немало фактов различного восприятия одних и тех же атрибутов""' общения. У венгров мужчина и женщина, идущие под руку, производят на окружающих впечатление пары, связанной интимными отношениями, в то время как у русских такая форма контакта воспринимается не так однозначно: возможно, это просто знакомые. У адыгов вызывает огромнейшее недоразумение поцелуй в составе приветствия мужчины мужчиной, практикуемые у грузин. Другой пример: “Стоит мужчине придержать дверь открытой, пропуская вперед себя женщину японку, пишет Т. Шибутани, она воспримет это как показатель глубокого влечения; американка в подобных обстоятельствах отметит только, что человек хорошо воспитан. Их последующее отношение к этому человеку будет соответственно отличаться”123. Как свидетельствуют приведенные выше примеры, при культурных межэтнических контактах различия в этнокультурных стереотипах могут стать источником непонимания и напряженности при общении. Межкультурное общение является тем социокультурным механизмом, который обес123 Шибутани Т. Социальная психология. М. 1969, С. 309. 104 печивает возможность согласованной человеческой деятельности. Способы реализации этой ключевой функции специфичные у разных народов. Следовательно, есть все основания говорить не только об ориентирующей и интегрирующей функциях межкультурного общения, но и о социальнодифференцирующих функциях, включая специфику этнического и межэтнического общения. Роль этнических стереотипов при межкультурном общении ярко проявляется в актуализации внутренних связей и отношений традиционного этнического социума. Этнические стереотипы общения являются одним из способов существования и трансляции своеобразной духовной многоликой культуры этноса. В настоящее время роль стереотипов в межкультурном общении в производстве и воспроизводстве культуры этносов достаточна велика. В сфере духовной жизни она возрастает. Например, у мужчин Северного Кавказа, традиционные каракулевые шапки являются дополнением к европейскому костюму, и у девушек, подпоясывающихся массивными серебряными поясами, доставшимися от прабабушек, традиционный аксессуар при европейской одежде служит средством указания на принадлежность к местному населению, своеобразной этнической маркой. Одним из аспектов современных этнических процессов является все возрастающий интерес к традиционным принципам и формам вежливого обращения. Это легко понять. Сегодня, в век техногенной цивилизации и духовной разобщенности, люди больше чем когда-либо, испытывают дефицит человеческого общения и добрососедских отношений, одной из форм проявления и утверждения, которой и является традиционные стереотипы вежливости. Разрушение традиционных стереотипных форм межличностного и межэтнического общения приводит к дегуманизации межличностных отношений, ярким примером таких отношений являются США. В то же время у японцев оснований для такого беспокойства меньше. Дегуманизации меж |