Северного Кавказа, традиционные каракулевые шапки являются дополнением к европейскому костюму, и у девушек, подпоясывающихся массивными серебряными поясами, доставшимися от прабабушек, традиционный аксессуар при европейской одежде служит средством указания* на принадлежность к местному населению, своеобразной этнической маркой. Одним из аспектов современных этнических процессов является все возрастающий интерес к традиционным принципам и формам вежливого обращения. Это легко понять. Сегодня, в век техногенной цивилизации и духовной разобщенности, люди больше чем когда-либо, испытывают дефицит человеческого общения и добрососедских отношений, одной из форм проявления и утверждения, которой и является традиционные стереотипы вежливости. Разрушение традиционных стереотипных форм межличностного и межэтнического общения приводит к дегуманизации межличностных отношений, ярким примером таких отношений являются США. В то же время у японцев оснований для такого беспокойства меньше. Дегуманизации межличностного общения противостоит бережно охраняемый в Японии традиционный этикет, составной частью которого является своего рода культ благожелательности, аналогичный тому, что еще в глубокой древности зародился в Китае. Можно предположить, что одной из наиболее регулируемых и регламентированных сфер проявления этнических стереотипов, без которых немыслима обыденная жизнь любого человека является сфераэтикета. Этикет ядро, организующий центр этнической культуры и соответственно межэтнического взаимодействия. Этноэтикет это система моральных предписаний ритуализированного общения в стереотипных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия12^. Этикет как совокупность этнических стереотипов поведения, всегда существовал, и будет существовать во времени и пространстве этноса. «База» 125 96 См.: Бгажнокон Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик. 1978. С. 10. |
104 печивает возможность согласованной человеческой деятельности. Способы реализации этой ключевой функции специфичные у разных народов. Следовательно, есть все основания говорить не только об ориентирующей и интегрирующей функциях межкультурного общения, но и о социальнодифференцирующих функциях, включая специфику этнического и межэтнического общения. Роль этнических стереотипов при межкультурном общении ярко проявляется в актуализации внутренних связей и отношений традиционного этнического социума. Этнические стереотипы общения являются одним из способов существования и трансляции своеобразной духовной многоликой культуры этноса. В настоящее время роль стереотипов в межкультурном общении в производстве и воспроизводстве культуры этносов достаточна велика. В сфере духовной жизни она возрастает. Например, у мужчин Северного Кавказа, традиционные каракулевые шапки являются дополнением к европейскому костюму, и у девушек, подпоясывающихся массивными серебряными поясами, доставшимися от прабабушек, традиционный аксессуар при европейской одежде служит средством указания на принадлежность к местному населению, своеобразной этнической маркой. Одним из аспектов современных этнических процессов является все возрастающий интерес к традиционным принципам и формам вежливого обращения. Это легко понять. Сегодня, в век техногенной цивилизации и духовной разобщенности, люди больше чем когда-либо, испытывают дефицит человеческого общения и добрососедских отношений, одной из форм проявления и утверждения, которой и является традиционные стереотипы вежливости. Разрушение традиционных стереотипных форм межличностного и межэтнического общения приводит к дегуманизации межличностных отношений, ярким примером таких отношений являются США. В то же время у японцев оснований для такого беспокойства меньше. Дегуманизации меж 105 личностного общения противостоит бережно охраняемый в Японии традиционный этикет, составной частью которого является своего рода культ благожелательности, аналогичный тому, что еще в глубокой древности зародился в Китае. Диссертант полагает, что одной из наиболее регулируемых и регламентированных сфер проявления этнических стереотипов, без которых немыслима обыденная жизнь любого человека является сфера этикета. Этикет ядро, организующий центр этнической культуры и соответственно межэтнического взаимодействия. Этноэтикет это система моральных предписаний ритуализированного общения в стереотипных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия124. Этикет как совокупность этнических стереотипов поведения, всегда существовал, и будет существовать во времени и пространстве этноса. «База» этикета находится в постоянном движении и в то же время достаточно устойчива. Особенностью этикета является его системный характер содержащихся в нем предписаний. Хорошо известны такие моральные и одновременно конструктивные принципы этикета, как учтивость, благожелательность, скромность, содержание, уважение старших. У китайцев и японцев в этом качестве выступают пять постоянств традиционной конфуцианской этики: 1) человеколюбие 2) справедливость, долг низшего по отношению к высшему и высшего по отношению к низшему 3) благопристойность, почитание высокопоставленных людей 4)мудрость 5) искренность, правдивость125 126. Этикет необходимо понимать как своего рода метаязык коммуникативной культуры. Его можно представить «терминами самого общего характера: шри у японцев, намус у тюрко-язычных этносов, адыгага у ады1 ЭА гов» . Адыгский этикет представляет собой свод законов, известных под 124 См: Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик. 1978. С. 10. 125 См: Георгиевский С. Принципы жизни Китая. СПб. 1888. С49. 126 Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. С. 12. 108 этносов, их отношения на производстве и в быту. Вошедшие в быт, ставшие привычкой этнические стереотипы прочно сливаются со стилем жизни. Культура отношений является нравственной великой ценностью, на которой строится культура межэтнического общения. Таким образом, благодаря этническим стереотипам культура человеческих отношений аккумулирует в себе опыт, сложившийся в процессе взаимодействия этносов в различных сферах жизнедеятельности материальной, /Духовной, политической, и тех конкретных форм взаимовлияния, которые складываются в процессе этой деятельности. Как сторона духовной жизни общества культура межэтнического общения предполагает создание духовных ценностей особого рода, в которых закреплены общечеловеческие стереотипы как обязательные условия взаимодействия различных этносов. Этнические стереотипы в культуре межэтнического общения имеют программирующий характер, ибо имеют возможность предвосхищать возможные варианты поведения. Диссертант уточняет роль изучаемого явления в межэтнической коммуникации и предлагает собственную трактовку определения этнических стереотипов общения, указывая, что это общепризнанные шаблоны коммуникативного поведения, приуроченные к типичным, часто повторяющимся ситуациям иноэтнического и внутриэтнического взаимодействия: приветствие, прощание, представление во время знакомства, выражение благодарности, поза, жесты, мимические движения. В период духовного кризиса и отчужденности друг от друга люди больше, чем когда-либо испытывают дефицит человеческого отношения и добрососедских отношений, одной из форм проявления и утверждения которой являются традиционные стереотипы вежливости. Разрушение традиционных стереотипных форм общения приводит к дегуманизации межличностных отношений. Дегуманизации этнического и межличностного общения противостоит этноэтикет, состоящий из урегулированных и регламентиро |