105 исследовательских институтов, техническом училище № 1, фармацевтическом училище. В 1971 г. в Пензенском инженерно-строительном институте преподавателями кафедры философии и научного коммунизма была создана школа молодых лекторов-атеистов для студентов. Студенты готовили рефераты, которые затем обсуждались на занятиях школы, а также на студенческих теоретических конференциях. В течение 1975 г. студентами школы было подготовлено 20 рефератов и проведено 3 конференции. Лучшими рефератамипризнаны работы студентов Г.Е. Дугушева «Современная идеологическая борьба и религия», С.В. Ковалевой «Баптизм и современность», Н.Н. Назарова «Наука и религия о строении Вселенной», Л.А. Перегудовой «Критика религиозной морали», М.А. Филатовой «Ленинский этап в развитии научного атеизма». Молодые лекторы-атеисты также активно выступали с лекциями на антицерковиыс темы, в частности, о евангельских христианах-баптистах, на промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах области233. Исполком Пензенского облсовета принял решение № 473 от 6 октября 1972 г. по записке уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Пензенской области «О религиозности населения и состояния контроля за соблюдением законодательства о культах в Пензенской области», в котором определялись направления деятельности по атеистическому воспитанию для отделов народного образования, управления культуры, органов здравоохранения. Работниками управления культуры только за 1972 г. вдомах культуры и клубах было прочитано 7524 лекции, на которых присутствовало около 570 тысяч человек23,/. Наиболее активно работа проводилась органами культуры и в тех районах, где сосредотачивались евангельские христиане-баптисты Белинском, 2}} Очерки истории Пензенской организации КПСС. Саратов Пенза: Приволжское кн. изд-во (Пенз. отдние), 1983. С. 363. ГАПО. Ф. 2392. On. 1. Д. 77. Л. 57. |
102 производства1. В начале 1980-х гг. в Пензенской области развернулось движение пропагандистов под лозунгом «Коммунистическую идейность, активную жизненную позицию каждому слушателю!». Слушателями были разработаны планы, в которых наряду с теоретической подготовкой планировались конкретные дела в производственной, общественнополитической и духовно-нравственных направлениях. Так, слушатели школы основ марксизма-ленинизма завода ВЭМ, где пропагандистом был начальник цеха Середа В В., предусмотрели в штанах проведение бесед в рабочих коллективах. Сам Середа В.В. обязался оказать практическую помощь слушателям Моисееву В.В. и Черемушкину А.Н. в организации бригадной формы труда2. Данная тенденция нашла свое отражение и в высших учебных заведениях. В Пензенском инженерно-строительном институте преподавателями кафедры философии и научного коммунизма была создана школа молодых лекторов-атеистов для студентов в 1971 г. Студенты готовили рефераты, которые затем обсуждались на занятиях школы, а также на студенческих теоретических конференциях. В течение 1975 г. студентами школы было подготовлено 20 рефератов и проведено 3 конференции. Лучшими рефератами признаны работы студентов Дугушева Г.Е. «Современная идеологическая борьба и религия», Ковалевой С.В. «Баптизм и современность», Назарова Н.Н. «Наука и религия о строении Вселенной», Лерегудовой Л.А. «Критика религиозной морали», Филатовой М.А. «Ленинский этап в развитии научного атеизма». Молодые лекторы-атеисты также активно выступали с лекциями на : Очерки истории Пензенской организации КП СС. СаратовЛ 983. С.429. 2 Пензенская правда. 1980. 14 декабря 5 Ш умскии Д. Готовим лекторов-атсистов''/П олитическая агитация. 1975. -№ 2 1 . С. 16. 130 большинство из них отражает не объективные факты, а вымышленные обвинения из-за «грызни» разных группировок вокруг церковной кружки»1. Так, в течение односо 1969 г. образованная по инициативе священника Ордина в церкви г. Сердобска группа верующих во главе с Хорьковым С.И. написала 13 коллективных заявлений в различные инстанции, требуя роспуска «двадцатки» и смены исполнительного органа и ревизионной комиссии церкви и обвиняя их в присвоении средств. В результате кропотливой работы уполпомочепного выяснилось, что речь о самом обыкновенном «перераспределении власти». Однако в целом светское и духовное руководство находили обпшй язык. С 1970 г. епархиальное управление возглавлял епископ Мелхиседек (Лебедев В.М.). По мнению Уполномоченного Совета по делам религий по Пензенской области Попова С.С., «при разрешении вопросов, связанных с деятельностью церквей он ведет себя, в основном, правильно»". «В иелях поощрения его патриотической деятельности», Попов С.С. выступил с инициаливой награждения Мелхиседека Почетной грамотой «Советского фонда мира». Исполком Пензенского облсовета принял решение № 473 от 6 октября 1972 г. по Записке уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Пензенской области «О религиозности населения и состояния контроля за соблюдением законодательства о культах в Пензенской области», в котором определялись направления деятельности по атеистическому воспитанию для отделов народного образования, управления культуры, органов здравоохранения. Работниками управления кулыуры только за 1972 г. в домах культуры и клубах было прочитано 7524 лекции, на которых присутствовало около : ГАПО ф. 148, оп.1, д.4681,л.57. 2ГАПО <11.148,011.1, д.5235, л.56. |