115 иллюзорных взглядов верующих на окружающий мир и понижают их « 254 активность в строительстве новой жизни» . Особым направлением работы уполномоченного Совета по делам религий по Пензенской облаеги С.С. Попова было осуществление контроля за финансовой деятельностью общин. По заявлению самого С.С. Попова, с начала 1960-х гг. «осуществлялись мероприятия по подрыву экономики церквей». Рост доходов религиозных объединений вызывало серьезную обеспокоенность у властей. Проверявший из центра И.Ю. Бончковский (1973 г.) указывал следующие причины данного явления: «сокращение сети религиозных объединений, часто при том же числе верующих, а отсюда лучше учет и меньше людей, которые имеют доступ к кассе; активизация в ряде мест деятельности духовенства, призывающего верующих к максимальной поддержке церкви, а на это, как правило, редко обращается внимание на местах; урбанизация переезд населения в крупные населенные пункты, места действующих церквей, где «есть куда заплатить»; постоянное улучшение сообщений между населенными пунктами; и, наконец, рост материального благосостояния и улучшение условий жизни населения: вопервых, можно «больше дать», и, во-вторых, «за большее возблагодарить господа»355. Безусловно, данные положения проверявшего не абсолютно правильны, однако некоторая логика очевидна. В конце 1961 г. был проведен по инициативе властей единовременный учет религиозных объединений, молитвенных зданий и имущества, находившегося в пользовании религиозных организаций. В ноябре декабре 1961 г. в соответствии с постановлением Совета Министров № 263 от 16 марта 1961 г. и указаний Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР облисполком 15 сентября 1961 г. принял специальное решение «О проведении единовременного учета религиозных объединений, ** ГАПО. Ф. 148. On. 1. д. 4617. Л. 101. 255ГАПО. ф. 2392, Oit. I. д. 37. Л. 117, |
138 содержание всех проповедей сводилось к тому, что человек должен верить, верить горячо, безоговорочно, слепо. Призывы верить в бога перемежались различными нравственными наставлениями»1. Уполномоченный совершенно верно подчеркивал, что проповеди духовенства в определенной мере «тормозят процесс отмирания иллюзорных взглядов верующих на окружающий мир и понижают их активность в строительстве новой жизни»2. Особым направлением работы уполномоченного Совета но делам религий по Пензенской области Ионова С.С. было осуществление контроля за финансовой деятельностью обиден. По заявлению самого Попова С С., с начала 1960-х гг. «осуществлялись мероприятия по подрыву экономики церквей»'. Рост доходов религиозных объединений вызывало серьезную обеспокоенность у властей. Проверявший из центра Бончковский И. (1973 г.) указывал следующие причины данною явления: «сокращение семи религиозных объединений, часах) при том же числе верующих, а отсюда лучше учет и меньше людей, ко торые имеют доступ к кассе, активизация в ряде мест деятельности духовенства, призывающего верующих к максимальной поддержке церкви, а на это, как правило, редко обращается внимание на местах; урбанизация переезд населения в крупные населенные пункты, места действующих церквей, где «есть куда заплатить»; постоянное улучшение сообщений между населенными пунктами; и, наконец, рост материального благосостояния и улучшение условий жизни населения: во-первых, можно «больше дать», и, во-вторых, «за большее возблагодарить господа»4. Конечно же. 1Г Л П О ф .2392, оп.1. д Л 25. л Л З . 2 Г А П О ф. 14S, on. 1. д.4617, л Л 0 1 . * Г А П О ф.2392. on. 1, Д.59, * 5 9 . 4ГАПО ф.2392. on. 1, д.77, л.323. 139 соображения проверявшего далеко не бесспорны, однако определенная доля здравого смысла в них присутствует. Следует отметить, что советская власть всегда стремилась к переориентации церковных денежных доходов. Так, в 1953 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Пензенской области получил предписание управляющего Пензенской областной конторы Государственного банка СССР за № 23019 Карпова Г.М. следующего содержания: «Пензенской областной конторе Госбанка известно, что русские православные церкви в г. Пензе имеют значительный приток разменной монеты советского чекана. Наряду с этим, разменная монета из церквей уходит по различным каналам в виде учреждений, организаций и торговых точек, минуя кассы Госбанка. По существу церкви превращаются в разменные кассы»1. В связи с этим русским православным было запрещено расходовать поступавшую к ним разменную монету по собственному усмотрению, и они были обязаны всю монету сдавать в кассы ближайших учреждений госбанка, В конце 1961 г. был проведен по инициативе властей единовременный учет религиозных объединений, молитвенных зданий и имущества, находившегося в пользовании религиозных организаций. В ноябре декабре 1961 г. в соответствии с постановлением Совета Министров № 263 от 16 марта 1961 г. и указаний Совета но делам религиозных культов при Сопеге Министров СССР облисполком 15 сентября 196! г. принял специальное решение «О проведении единовременного учета религиозных объединений, молитвенных зданий и имущества, находящегося в пользовании церковных органов». Во главе с заместителем председателя исполкома областною Совета депутатов 1ГАПО ф.2392,оп.1.д.20, л 19. |