118 братской любви, мира и единения среди всего человечества, среди всех народов мира. Евангельские христиане-баптисты СССР, призывая своих едииоверцев-баптистов во всем мире к защите мира и братских взаимоотношений между всеми народами, ожидают присоединения их к настоящему призыву и молят Всевышнего, чтобы объединенные усилия всех сторонников мира, всех христиан, в том числе и баптистов, увенчались полным успехом и свели на нет все попытки врагов заветов Христа ввергнуть человечество снова в море слез и крови»2*50. По мнению С.С. Попова, «поступление ... денежных средств в «Фонд мира» помимо экономической выгоды для государства имело немаловажное и политическое значение, так как в другом случае эти средства могли бы быть использованы на укрепление религиозных организаций»26'. До 1961 г. взносы религиозных объединений были эпизодичными и незначительными. Лишь с проведением разъяснительной работы самим уполномоченным среди церковного актива, местных советских органов, комиссий содействия выполнению законов о культах поступления в «Фонд мира» стали принимать регулярный и систематический характер. Облисполком своим письмом № 105 от 12 августа 1969 г. рекомендовал райгорисполкомам улучшать разъяснительную работу в религиозных общинах с целью увеличения их взносов в Фонд, и особо подчеркивалось, при условии строгого соблюдения принципа добровольности. Уполномоченный Совета по Пензенской области С.С. Попов считал, что данная «положительная и совершенно добровольная инициатива» религиозных общин должна была находить у светских властей всяческую поддержку. Однако в некоторых случаях местные советские 762 т-,органы не проявляли интереса к этому вопросу»' . В свою очередь, зам.председателя исполкома областного совета А.Н. Власов обращал внимание, что «вся эта работа ... должна проводиться с определенным 260Братский Вестник. 1953. Л'а 1. С. 6. 261ГАПО. Ф. 2392. On. 1. Д. 66. Л. 122. 262Там же. Л. 124. |
142 меры по направлению церковных средств на обшесгвсннополезные нужды в «Ф онд мира» и «Фонд охраны памятников». Идеологическим обоснованием для сотрудничества обеих сторон в плане направления средств в «Фонд мира» являлось утверждение самих же церковников, что конфессии являются миротворческими и объединяются во имя мира. По мнению Попова С.С., «поступление ... денежных средств в «Фонд мира» помимо экономической выгоды для государства имело немаловажное и политическое значение, гак как в другом случае эти средства могли бы быть использованы на укрепление религиозных организаций»1. До 1961 г. взносы религиозных объединений были эпизодичными и незначительными. Лишь с проведением разъяснительной работы самим уполномоченным среди церковного актива, управляющего Пензенской епархией Феодосия и епископа Поликарпа, местных советских органов, комиссий содействия выполнению законов о культах поступления в «Фонд мира» стали принимать регулярный н систематический характер. Облисполком своим письмом № 105 or 12 августа 1969 г. рекомендовал райгорисполкомам улучшать разъяснительную работу в религиозных обшинах с целью увеличения их взносов в Фонд, и особо подчеркивалось, при условии строгого соблюдения принципа добровольности2. С 1961 по 1969 г. религиозные обшины Пензенской области внесли в «Фонд мира» 1665266 рублей. Динамика была явной': 1оды Православные церкви Мусульманские мечети Общины евапгельс. христиан-баптистов 1961. 67000 1962 204925 i ‘ ГАПО ф.2392, ол.I, д.66. л. 122. *ГАПО ф.2392, on. 1. д.66. л. 124. J ГАПО ф.2392, оп.1, д.66гл.12*. 143 1963 206775 1964 179971 1965 155200 1966 187413 655 1967 188492 604 120 1968 205550 866 120 1969 266578 977 ■ 20 1961-1969 1661904 3102 260 Уполномоченный Совета по Пензенской области Попов С.С. считал, что даипая «положительная и совершенно добровольная инициагава» религиозных общин должна была находить у светских властей всяческую поддержку. Однако в некоторых случаях местные советские органы не проявляли интереса к этому вопросу. Только этим Попов С.С. объясняет тот факт, что некоторые религиозные общества, несмотря на имевшиеся материальные возможности, перечисляли в «Фонд мира» ничтожные суммы. Так. церковь в с. Тсшнярь Сосновоборского района в 1968 г. при доходе в 19,0 тыс. руб. в Фонд внесла лишь 600 руб. 3,2% ее годового дохода. Гораздо меньше своих возможностей вносили деньги в «Фонд мира» церкви в г, Сердобске. с. Головинская Варежка Каменского района, с. Ховашцино Ьсковского района, с. Липовка Баишаковского района, молитвенный дом с. Большой Мичкасс Нижне-Ломовского района и т.д.1 В свою очередь, зам.председателя исполкома облсовета Власов А.Н. обращал внимание. что «вся эта работа ... должна проводиться с определенным тактом, без применения каких-либо мер принуждения. Нельзя также допускать, чтобы религиозные общества использовали такие 1ГАПО ф.2392, on. 1, д.66, л. 124. |