Проверяемый текст
Клюшина, Людмила Владимировна; Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. (Диссертация 2004)
[стр. 56]

56 домов ЕХБ77“.
ITo.
хотя верующие иеодпократно подавали ходатайства о регистрации их молитвенных домов (общины Нижнего Ломова, с, Новикова, Русского Камешкира и т.д.), им в этом было отказано, поскольку «в каждом таком случае усматривалось искусственное создание общины», и функционирование молитвенного дома укрепило бы положение объединений ЕХБ и оживило их вредную» работу775.
Более того, предлагалось обложить дополнительным налогом граждан, предоставлявших свои дома и квартиры для проведения молитвенных собраний верующим-баптистам, и провести профилактические административные мероприятия через местные органы власти,
предупреждавише руководителей религиозных групп об их персональной ответственности за незаконную организационную деятельность77^.
Особую настойчивость, в данном направлении проявляли евангельские христиане-баптисты с.
Ляча, которые в письменной и устной форме просили разрешения у уполномоченного иметь молитвенный дом не в с.
Ляча, а Нижпем Ломове.
Ходатайства были отклонены, т.к., по мнению властей, «перевод молитвенного дома из села в город, безусловно, укрепил бы положение этой общины и активизировал се деятельность»775.
В июне 1955 г.
произошло весьма необычное для «полузакрытого» города событие пензенских евангельских христиан-баптистов посетила делегация американских квакеров из 4 человек
(К.
Пикет, В.
Эджертон, Э.
Зелиот, фамилия четвертого гостя не зафиксирована).
В беседе со старшим пресвитером
Г.М.
Бузыниным американцыинтересовались историей пензенской общины ЕХБ; возрастным и социальным составом объединения; структурой организации; работой среди молодежи; взаимоотношениями с властными органами и т.д.
Особо много вопросов гости задавали в отношении работы членов религиозной группы средиподрастающего
ш ГАПО.
Ф.
2392.
On.
1.
Д.
\ .
Л.
119.
ш ГАПО.
Ф.
2392.
Он.
!.
Д.
[.
Л.
110; Д.
5.
Л.
88.
ш ГАПО.
Ф.
2392.
On.
I.
Д.
f.
Л.
111,119.
'"Г А П О .
Ф.
239!.
Он.
I.
Д.
5.
Л.
89.
[стр. 122]

122 ходатайства о регистрации их молитвенных домов (общины г.
Нижнего Ломова, с.
Новикова, Русского Камешкира и т.д.), им в этом было отказано, поскольку «в каждом таком случае усматривалось искусственное создание общины», и функционирование молитвенного дома укрепило бы положение объединений ЕХБ и
активизировало их деятельность1.
Более того, предлагалось обложить дополнительным налогом граждан, предоставлявших свои дома и квартиры для проведения молитвенных собраний верующим-баптистам, и провести профилактические административные мероприятия через местные органы власти,
предупреждавшие руководителей религиозных групп об их персональной ответственности за незаконную организационную деятельность2.
До Великой Отечественной войны в г.
Пензе функционировали две общины евангельских христиан-баптистов, которые проводили собрания в молитвенных домах на улицах Московской и Володарского.
В период войны помещения были отданы властям города для военных нужд.
В результате в г.
Пензе осталась одна община, в 1945 г.
состоявшая из 100120 членов.
Пензенская община была самой многочисленной.
Около 3% составляли лица, не достигшие 18 лет.
После многократных заявлений верующих решением Совета по делам религиозных культов при СНК СССР от 13 июня 1945 г.
был открыт молитвенный дом для верующих ЕХБ в г.
Пензе по ул.
Транспортной, № 54 (затем г.
Пенза, ул.
Мало-Радищевская, №18)3.
Прирост новых членов пензенской общины евангельских баптистов был весьма значительным: в 1945 г.
принято 22 новых верующих; в 1946 г.
39 чел.; в 1948 г.
12 чел.; в 1952 г.
16 чел.; в 1954 г.
40 чел.4 В 1950 г.
пензенская община ЕХБ насчитывала уже около 250-300 чел.
1 Г А П О ф.2392, о п .!, д.1, л.
110; д.5, л.88.
2 Г А П О ф.2392, оп.
1, д .
1, л.
111,119.
3 Г А П О ф.2392, оп.
1, д.
11, л.
19.
4 Г А П О ф.2392, оп.
1, д.
I, л.50, 111,572.


[стр.,129]

129 Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Пензенской области весьма здраво оценивал ситуацию на месте.
В своем отчетно-информационном докладе (№1/сл.
от 16 января 1965 г.) он замечал: «Опыт работы показал, что воспрепятствование через исполнительные органы общин в совершении обряда «Крещения» верующих не могло не вызывать недовольства и ставило в неудобное положение членов исполнительных органов общины.
В то же время воспрепятствование совершения обряда не приносило какого-либо желаемого результата.
Верующий все равно оставался верующим независимо от того, был совершен над ним обряд «Крещения» или нет»1.
Так, в течение 4 лет (1960 -1964 гг.) через исполнительный орган Пензенской общины евангельских христиан-баптистов не допускалась к «Крещению» работница Пензенского часового завода Тихонова Л.М., 1938 года рождения.
Но, несмотря на это, она продолжала активно .посещать молитвенный дом, участвовать в певческом хоре баптистов.
Уполномоченный Совета Попов С.С.
сделал адекватный ситуации вывод: «Наш интерес к лицам, над которыми должен совершаться обряд «Крещения», будет ограничиваться предотвращением фактов совершения его над несовершеннолетней молодежью и получением сведений на этих лиц, как на базу роста общины»2.
В июне 1955 г.
произошло весьма необычное для «полузакрытого» города событие пензенских евангельских христиан-баптистов посетила делегация американских квакеров из 4-х чел.

(Пикет К., Эджертон В., Зелиот Э., фамилия четвертого гостя не зафиксирована)3.
В беседе со старшим пресвитером
Бузыниным Г.М.
американцы интересовались историей пензенской общины ЕХБ; возрастным и социальным составом
1ГАПО ф.2392, оп.
1, д.41, л.53.
"ГАПО ф.2391, он.
I, д.5, л.58.
3 ГАПО ф.2392, оп.
I, д.
I, л.572.


[стр.,130]

130 объединения; структурой организации; работой среди молодежи; взаимоотношениями с властными органами и т.д.
Особо много вопросов гости задавали в отношении работы членов религиозной группы среди подрастающего
поколения: «Есть ли детские собрания? Есть ли юношеские собрания?».
Ответы были отрицательными, поскольку «обязанность воспитывать детей в вере в бога возложена на родителей; и старые и молодые посещают богослужения общины, поэтому юношеские собрания излишни»1.
19 июня квакеры посетили молитвенное собрание пензенских баптистов, где выступил старший пресвитер Бузынин Г.М.
с речью, в точности соблюдая все рекомендации уполномоченного Совета: «Друзья Христовы! Что дороже в жизни? Только мир.
Об этом мире воспел евангельский хор при рождении Христа: «Слава в вышних богу и на земле мир в человеках благоволение».
Этот мир завещан вам господом через учеников своих: «Мир мой оставляю вам.
Мир мой даю вам».
Слово «мир» сблизило нас с вами, и мы являемся друзьями по общему стремлению к миру.
Слово «мир» в нашей стране сблизило людей с разными религиозными убеждениями и без религиозных убеждений.
Так и для нас с вами это слово дороже всего.
Это цель нашей жизни.
Мы приветствуем Вас в стенах молитвенного здания, как друзей мира.
Вместе с вами пожелаем же этот мир всем людям.
Будем же не только молиться о мире, но и трудиться л для него.
Да поможет нам господь иметь мир со всеми» .
Ответное слово говорил Клереис Пикет: «Нас окружили шобовыо и заботой.
Мы почувствовали здесь сердечную искреннюю теплоту.
Мы, квакеры, несем мир, мы против войны.
Я привез вам сюда привет от квакеров Америки».
Эджертон В.
добавил: «Я профессор русского языка, но христианин.
Я хочу, чтобы все американцы знали русский язык и были бы ближе друг другу.
Мы за мир, и я привез вам приветы от квакеров Швеции, Англии, ! ГАПО ф.2392, оп.1, д.1, л.573.
2 ГАПО ф.2392, оп.
1, д.
1, л.573.

[Back]