приветы от квакеров Швеции. Англии, Америки и др. Я приехал, чтобы ближе познакомиться с вами»7** Затем состоялся дружеский обед у баптистки Солдатовой. Особый интерес уполномоченного Совета по Пензенской области и органов госбезопасности вызвал именно неизвестный гость-квакер, который «очень много фотографирован: в городе, причем, большей частью отрицательные стороны; на положительные как будто не обращал внимания; в разговорах почти не упоминал о боге» и т.п. Данным фактом международные к о н т а к т пензенских евангельских христиап-баптистов с зарубежной общественностью не 01раничились. 25 ноября 1955 г. на имя уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Пензенской области поступил секретный документ N° 4-26/с, в котором сообщалось о намерении Совета христианских церквей Норвича (Англия) направить рождественские письма «привета и доброй воли» советским баптистам. В распоряжении Иорвичского Совета христианских церквей был передан адрес старшего пресвитера религиозного общества баптистов Пензы Г.М. Бузынина. Уполномоченному Совета рекомендовалось обеспечить согласование содержания ответного письма Г.М. Бузынина с Всесоюзным Советом ЕХБШ. Снижению религиозной активности объединений евангельских христиан-баптистов способствовало принятие нового «Положения о Всесоюзном Совете евангельских христиан-баптистов» в 1960 г. В соответствии с Положением, моления должны были проводиться только 2 раза в неделю (но субботам и воскресеньям); «к проведению проповедей допускались исключительно члены исполнительного комитета общины; не разрешались групповые молитвенные собранияв частных домах; не допускалось ведение членами общины религиозной пропаганды на улице, в магазинах, автобусах, троллейбусах и других общественных местах. 119 Там же. Л. 574. т ГАПО. Ф. 2392. On. 1. Д. 3, Л. 186 . |
131 Америки и др. Я приехал, чтобы ближе познакомиться с вами»1. Затем состоялся дружеский обед у баптистки Солдатовой. Особый интерес уполномоченного Совета по Пензенской области и органов госбезопасности вызвал именно неизвестный гость-квакер, который «очень много фотографировал в городе, причем, большей частью отрицательные стороны; на положительные как будто не обращал внимания; в разговорах почти не упоминал о боге» и т.п. Данным фактом международные контакты пензенских евангельских христиан-баптистов с зарубежной общественностью не ограничились. 25 ноября 1955 г. на имя уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Пензенской области поступил секретный документ №4-26/с, в котором сообщалось о намерении Совета христианских церквей г. Норвича (Англия) направить рождественские письма «привета и доброй воли» советским баптистам. В распоряжении Норвичского Совета христианских церквей был передан адрес старшего пресвитера религиозного общества баптистов г. Пензы Бузынина Г.М. Уполномоченному Совета рекомендовалось обеспечить согласование содержания ответного письма Л Бузынина Г.М. с Всесоюзным Советом ЕХБ . Несмотря на усиление антицерковной политики со стороны государства к концу 1950-х гг. значительно возросла численность членов зарегистрированных общин евангельских христиан-баптистов до 550 чел.; увеличилось количество незарегистрированных баптистских общин до 13. Только с 1955 г. до 1959 г. численность общин евангельских христианбаптистов Пензенской области увеличилась на 116, т.е. ежегодно вовлекалось в религиозные объединения до 30-50 чел. Произошли изменения в составе новых баптистов: в 1959 г. из 40 подавших заявления о вступлении 15 человек были в возрасте от 20 до 30 лет (в том числе, 1ГАПО ф.2392, оп.1, д.1, л.574. ГА1Ю ф.2392, оп.1, д.З, л.186. 133 инстанции, в т.н. лично Маленкову Г.М., Хрущеву Н.С., были направлены письма вымышленного Молчанова Н., предположительно, члена общины ЕХБ с. Калиновка, следующего содержания: «В Пачелме надо заняться баптистами. Вскроются дела»1. В 1960 г. деятельность религиозного объединения баптистов с. Калиновки Пачелмского района официально была прекращена2. Снижению религиозной активности объединений евангельских христиан-баитистов способствовало принятие нового Положения о Всесоюзном Совете евангельских христиан-балтистов в 1960 г. В соответствии с Положением, моления должны были проводиться только 2 раза в неделю (по субботам и воскресеньям); к проведению проповедей допускались исключительно члены исполнительного комитета общины; не разрешались групповые молитвенные собрания в частных домах. Пресвитеры общин неоднократно напоминали верующим об обязательности неукоснительного выполнения советского законодательства о культах. Областные исполкомы вызывали на «разъяснительные» беседы организаторов незарегистрированных общин ЕХБ с. Башмаково Осокина С.К. и Конобеевцева М.К., с. Вышеелен Ульянкина М.И. и Советкина Й.М., которые вынуждены были дать обещание прекратить групповые моления в частных домах'. В начале 1960-х гг. произошел раскол среди верующих ЕХБ. Ыо еще в 1959 г. в с. Сярда Тамалинского района активизировала свою деятельность незарегистрированная баптистская группа по главе с местным жителем Исайкиным Ф.Е., общей численностью около 20 членов. Моления проводились отдельно от других баптистов, высказывалось свое несогласие по некоторым пунктам вероучения. Исайкин Ф.Е. в целях расширения 1 Г А П О ф.2392, он. 1, д. 18, л.200-202. 2 Г А П О ф.2392, он. I, д.5, л.89,137; 3 Г А П О ф.2392, он.1, д.5, л. 141. |