разногласий, попытки предотвратить раскол предпринимались задолго до созыва съезда. Кандидатуры делегатов на форум ЕХБ подвергались тщательному отбору. В частности, исполнявший обязанности уполномоченного Совета по Пензенской области С*С. Попов не согласился с предложенной Советом но делам религиозных культов при Совете Министров СССР кандидатурой делегата от пензенской баптистской общины Василия Семеновича Северина. В своей секретной записке № 10/с и.о. уполномоченного Совета С.С. Попов сообщал, что B.C. Северин «по своим религиозным и политическим убеждениям является неустойчивым человеком, и имеются опасения, что, встретив на съезде кого-либо из представителей так называемых «раскольников», он может подпасть под их влияние. ... Северин является только членом, а не председателем исполнительного органа общины»/2^. Уполномоченным С.С. Поповым была предложена кандидатура председателя пензенской общины ЕХБ Михаила Федоровича Суханова, «более устойчивого и выдержанного человека» с которой и согласилась высшая инстанция. М.Ф. Суханов полностью оправдал возложенное па него доверие. Вернувшись со съезда, делегат заявил уполномоченному и верующим, «что никаких изменений в религиозной деятельности общины ЕХБ в связи с проведением съезда евангельских христиан-баптистов в области не произойдет». Данное высказывание было подтверждено старшим пресвитером по Куйбышевской и Пензенской областям А.Е. Ктименко/2Р. Тем не менее, раскол произошел. Уполномоченный Совета докладывал в столицу: «В результате длительной и настойчивой агитации приезжавших в Пензу представителей так называемого Совета церквей ехб, в том числе небезызвестного сектантарасколг,ника Голева им удалось отколоть и направить по неправильному пути |
122 предотвратить раскол предпринимались задолго до созыва съезда. Кандидатуры делегатов на форум ЕХБ подвергались тщательному отбору. В частности, и.о. уполномоченного Совета Попов С.С. не согласился с предложенной Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР кандидатурой делегата от Пензенской общины ЕХБ Северина Василия Семеновича. В своей секретной записке № Юс Попов С.С. сообщал, что Северин «по своим ре.гигиозным и политическим убеждениям является неустойчивым человеком, и имеются опасения, что, встретив на съезде кого-либо из представителей так называемых «раскольников»>он может подпасть под их влияние. ... Северин является •только членом, а не председателем исполнительного органа общины.»1. Им была предложена кандидатура председателя Пензенской общины Суханова Михаила Федоровича, с которой и согласилась высшая инстанция. В борьбе с СЦЕХБ активно использовались и «церковные каналы». В целях усиления влияния ВСЕХБ было разрешено издание баптистской библии, сборника баптистских духовных пссен, организация курсов по подготовке служителей культа ит.д. Прежде чем самим непосредственно вмешиваться в церковные дела, советская власть пыталась руками самих же церковников погасить назревавший конфликт. К середине 1960-х гг. в Пензе, сообщал Председателю Совета Лузину А.А уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Пензенской области Попов С.С., активизировалась деятельности «раскольников» в местной общине евангельских христиаи-бап гистов2 В течение нескольких последтшх лет деятельность представителей CI {ЕХБ удавалось 1 ТОуроедОв В.А . О и о в р с и сн н о м со сто ян и и р е л и ги й в СССР и .задачах уси л е н и я ко н тр о л я а собл ю д ением лаконсдо гельстеа о р е л и ги о зн ы х к ультах/У ГА ! Ю ф .148. оп .1 , д 4 6 8 1 . л.104. 1ГАПО ф.2392. on 1. п.41. л. 15. : Г А П О ф. 148. o n .8, д .4 7, л.64-65. |