Проверяемый текст
Королев, Алексей Александрович; Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона (Диссертация 2003)
[стр. 63]

63 настаивала на необходимости моего крещения, он мне говорил: «Не могу же я из-за тебя общину закрыть».
Выходит, он больше слушался работавшего до Вас уполномоченного Горбачева, чем выполнял священное
писание»7'^.
Прежде чем самим непосредственно' вмешиваться в церковные дела, советская власть пыталась руками самих же церковников погасить назревавший конфликт.
К середине 1960-х гг, в Пензе, сообщал Председателю Совета
А.А.
Пузину уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Пензенской области С.С.
Попов, активизировалась деятельности «раскольников» вместной общине евангельских христиан-баптистов.
В течение нескольких последних лет деятельность представителей Совета Церквей ЕХБ удавалось «нейтрализовать» путем «осуществления некоторых мероприятий через исполнительный орган общины без вмешательства вэто дело местных органов государственной власти»^.
Особую активность в этом направлении вынужден был
проявлять старший пресвитер евангельских хрисгианбаптистов Пензенской и Куйбышевской областей А.Е.
Клименко.
Во время своего, приезда в Пензу в октябре 1964 г.
по просьбе
уполномоченного Совета С.С.
Попова им были проведены беседы с верующими, выражавшими сочувствие «раскольникам».
После беседы они вновь начали посещать молитвенные собрания,
распри были прекращены (супруги Баьслашкины, Сорокины, Ирышков, Захарова и др.).
Однако к середине 1960-х гг.
попытки прекратить нелегальнуюдеятельность
верующих-«раскольников» путем проведения мероприятий по церковной линии особого успеха не имели.
Тем не менее, отношения между сторонниками ВСЕХБ и СЦЕХБ постепенно нормализировались.
Уполномоченный замечал в 1966 г., что «никакой остроты во взаимоотношениях между руководителями официально действующей пензенской общины ехб и вожаком отколовшейся группы в ш ГЛПО.
Ф.
2392.
On.
1.
д.
41.
Л.
16.
ш ГАПО.
Ф.
т .
Ои.
8.
Д.
47.
Л.
64-65.
[стр. 68]

68 только тогда, когда руководители Пензенской обшины баптистов будут руководствоваться указаниями бога, изложенными в книгах священного писания и перестанут слушаться безбожника уполномоченного»1.
В беседе с уполномоченным Ужаровская К.Г.
следующим образом объяснила причины выхода из общины: «...
Раскол в общинах верующих произошел из-за того, что наши старшие братья в Москве ...
нарушили заветы бога.
Мы, верующие, в духовных делах должны выполнять не указания властей, а заветы бога.
Допустили ошибку и руководители нашей общины...
Григорий Михайлович Бузыаиги...
7 лет не допускал меня к крещению.
За это время у меня могла погаснуть вера.
Когда я в беседах настаивала на необходимости моего крещения, он мне говорил: «Не могу же я из-за тебя общину закрыть».
Выходит, он больше слушался работавшего до Вас уполномоченного Горбачева, чем выполнял священное
писание»2 Причем, «раскольники» появились далеко не сразу.
В 1963 г.
в Пензу из Новосибирской области прибыл, fro сообщению Попова С.С в информационной записке № 224/с от 14 декабря 1963 г., “по заданию "'расколымков* 30-летний Зубков А.? ...
который пытался склонить некоторых членов общины на свою сторону»*1.
Верующие общи™ его не приняли, более того, спустя 5 месяцев его проживания в Пензе, предъявили ему требование устроиться на работу.
Поскольку он отказался, на очередном молитвенном собрании верующих исполком общины ЕХБ обратился к членам с «просьбой, чтобы они воздерживались от установления с Зубковым каких-либо близких отношений и не пускали его к себе на квартиру, так как он приехал в общину с какими-то корыстными 1ГАПО ф.2392, on.
1,д.59.
л.53.
: ГАПО ф.2392, он.
1.
д.4 Г.
л.62.
J ГАПО ф.2392, оп.1.
д.4L л.
16.


[стр.,122]

122 предотвратить раскол предпринимались задолго до созыва съезда.
Кандидатуры делегатов на форум ЕХБ подвергались тщательному отбору.
В частности, и.о.
уполномоченного Совета Попов С.С.
не согласился с предложенной Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР кандидатурой делегата от Пензенской общины ЕХБ Северина Василия Семеновича.
В своей секретной записке № Юс Попов С.С.
сообщал, что Северин «по своим ре.гигиозным и политическим убеждениям является неустойчивым человеком, и имеются опасения, что, встретив на съезде кого-либо из представителей так называемых «раскольников»>он может подпасть под их влияние.
...
Северин является •только членом, а не председателем исполнительного органа общины.»1.
Им была предложена кандидатура председателя Пензенской общины Суханова Михаила Федоровича, с которой и согласилась высшая инстанция.
В борьбе с СЦЕХБ активно использовались и «церковные каналы».
В целях усиления влияния ВСЕХБ было разрешено издание баптистской библии, сборника баптистских духовных пссен, организация курсов по подготовке служителей культа ит.д.
Прежде чем самим непосредственно вмешиваться в церковные дела, советская власть пыталась руками самих же церковников погасить назревавший конфликт.
К середине 1960-х гг.
в Пензе, сообщал Председателю Совета
Лузину А.А уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Пензенской области Попов С.С., активизировалась деятельности «раскольников» в местной общине евангельских христиаи-бап гистов2 В течение нескольких последтшх лет деятельность представителей CI {ЕХБ удавалось 1 ТОуроедОв В.А .
О и о в р с и сн н о м со сто ян и и р е л и ги й в СССР и .задачах уси л е н и я ко н тр о л я а собл ю д ением лаконсдо гельстеа о р е л и ги о зн ы х к ультах/У ГА ! Ю ф .148.
оп .1 , д 4 6 8 1 .
л.104.
1ГАПО ф.2392.
on 1.
п.41.
л.
15.
: Г А П О ф.
148.
o n .8, д .4 7, л.64-65.


[стр.,123]

123 «нейтрализовать» путем «осуществления некоторых мероприятий через исполнительный орган общины без вмешательства в это депо местных органов государственной власти»1.
Особую активность в этом направлении вынужден был
проводить старший пресвитер ЕХБ Пензенской и Куйбышевской областей Клименко А.Е.
Во время своего приезда в Пензу в октябре 1964 г.
по просьбе
Попова им были проведены беседы с верующими, выражавшими сочувствие «раскольникам».
После беседы они вновь начали посещать молитвенные собрания,
раслри были прекращены.
Однако к середине 1960-х гг.
попытки прекратить нелегальную деятельность
веруюших-«раскольников» путем проведения мероприятии по церковной липии успеха не имели.
В 1967 г.
не без помощи уполномоченног о Попова С, руководители пензенской группы сторонников СЦЕХБ Ужаровская К.Г.
и Федящинг ЯМ.
поссорились, вследствие чего община раскололась на две маленькие, каждая из которых стала насчитывать не более десятка человек.
Причем.
Ужаровская К.Г*, начала восстанавливать контакты с представителями официальнодействующей пензенской общины2.
Однако уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР гго 1Пензенской области весьма здраво оценивал ситуацию на месте.
В своем отчетно-информационном докладе (№ I —ап.
от 16 января 1965 г.) он замечал: «Опыт работы показал, что воспрепятствование через исполнительные органы общин в совершении обряда «Крещения» верующих не могло не вызывать недовольства я ставило в неудобное положение членов исполнительных органов общины.
В то же время воспрепятствование совершения обряда не приносило какого-либо желаемого результата.
Верующий все равно оставался верующим независимо от того, был совершен над ним обряд «Крещения» 1ГАПО ф.148, ОН.8, я.47, л_64.
?ГАПО ф 14К, on.
1, д.4617.
л.106.

[Back]