76 Раздел II. СОВЕТСКАЯ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАНБАПТИСТОВ * Значение религии в жизни советских людей продолжало оставаться весьма значимым, вопреки многократным заявлениям, что социализм это общество, в котором господствует научно-материалистическое мировоззрение. Советское государство и правящая партия, представлявшие собой единое целое, симбиоз на тот момент, стремились контролировать данную тенденцию. Важным обстоятельством, осложнявшим и без того противоречивые отношения властей и конфессий, являлось несовершенство советского законодательства по религиозным вопросам. В СССР религиозная практика регламентировалась, главным образом, Декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 г. и Постановлением BI(,ИК и Совнаркома РСФСР от 8 апреля 1929 г. К началу 1960-х гг. данные акты многократно дополнялись, издавалось значительное количество уточняющих циркуляров, что закономерно вызывало путаницу и неразбериху в их применении. Уголовный кодекс РСФСР (ст. 142,143, 227) и соответствующие статьи УК союзных республик, действовавшие на тот момент, были недостаточно четкими и определенными, что также создавало серьезные сложности в их I гравопримснении. Исследователь истории евангельских христиан-баптистов в СССР Л.Н. Митрохин выделял в советском периоде государственно-церковных отношений два этапа: первый «воинствующего атеизма» (1920-1930-е гг.) и второй «научного атеизма» (конец 1950-х 1980-е гг.)170. Репрессии первого периода имели цель физического уничтожения верующих, как 1,0 Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб.: Русский Христианский гуманитарный ин-т, 1997. С. 42-62. |
80 Глава II ПОЛИ ГИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ Несмотря на многократные заявления, что социализм эго общество, в котором господствует научно-материалистическое мировоззрение, роль религии в жизни советских людей продолжала оставаться весьма значимой. Советское государство и правящая партия, представлявшие собой единое целое, симбиоз на тот момент, стремились контролировать данную тенденцию. Серьезным моментом, осложнявшим отношения властей и конфессий являлось несовершенство советского законодательства по религиозным вопросам. Религиозная деятельность в СССР регламентировалась, главным образом, Декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 г. и Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 8 апреля 1929 г. К началу 1960-х гг. данные акты неоднократно дополнялись, было издано множество уточняющих инструкций, что, естественно вызывало путаницу и неразбериху в их применении. Действовавший на тот момент УК РСФСР (ст. 142, 143, 227) и соответствующие статьи УК союзных республик были недостаточно четкими и определенными, что также создавало определенные трудности в их применении. В 1954 г. появились постановления 1ДК партии «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» и «Об ошибках в проведении научно-атеистической работы среди населения». Хотя в документах предпринималась попытка некоторым образом сгладить напряженные отношения между церковью и светской властью, но призывы разоблачать «вред религии» и ее «реакционную |