85 облагать более высоким подоходным налогом. Начали распускать платные церковные хоры. В принципы руководящей политики церквами также были внесены коррективы. На состоявшемся в 1958 г. закрытом партийном собрании Совета по делам РГТЦи на всесоюзном совещании республиканских, краевых и областных уполномоченных Совета его деятельность была подвергнута резкой критике'99. Совет был обвинен в «деформации церковной политики», «неправильной политической линии», что усилило положение церкви и религии в советском обществе и обусловило активизацию «явных и тайных врагов советской власти» среди духовенства797. Состав Совета по делам РПЦ был обновлен. Прессинг стал применяться и в отношении конкретных священнослужителей. Начались осуждения служителей культа по «уголовным» статьям, припоминалось их поведение в годы Великой Отечественной войны. Свою роль в обострении противостояния между государством и церковниками сыграли руководящие республиканские и областные работники и органы госбезопасности. КГБ активизировали сбор информации о «подрывных актах церковников». В отношении евангельских христиан-баптистов позиция Совета по делам религиозных культов была однозначна: «Евангельские христианебаптисты были и остаются наиболее зловредной сектой по своей упорной, въедливой религиозной пропаганде, лицемерности и приспособляемости к о w 192 советской действительности» . И.о. уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Пензенской области в своем плане работы на 1959 г. четко определил в качестве одной из приоритетных задач: «Потребовать от руководителей религиозных объединений и других представителей церковной иерархии (старших пресвитеров, пресвитеров ...) принять со своей стороны меры, т РГЛНИ. Ф. 5. Оп. 33 д 126. Л. 38. 191Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М.: Луч, 1994. С 119 т ГА РФ Ф. 6991. Оп. 3. Д. 63. Л. 77. |
83 к установлению стабильных взаимовыгодных отношений между государством духовенством, удержанию РПЦ на патриотических позициях и т.д. Однако на состоявшемся в 1958 г. закрытом партийном собрании Совета по делам РПЦ и на всесоюзном совещании республиканских, краевых и областных уполномоченных Совета его деятельность была подвергнута резкой критике\ Совет был обвинен в «деформации церковной политики», «неправильной политической линии», что усилило положение церкви и религии в советском обществе и обусловило активизацию «явных и тайных врагов советской власти» среди духовенства2. Состав Совета был обновлен. В конце 1958 г. прошла массовая чистка церковных библиотек. Начала действовать «Инструкция о порядке пропуска в СССР религиозной литературы и предметов религиозного культа». ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». Если в 1959 г. монастырей насчитывалось 47, то в середине 1960-х гг. осталось 16. Аналогичная тенденция прослеживалась и в отношении церквей и приходов. В 1959 г. их было 14 тыс., в 1961 г. только 8 ш с/117 июля 1959 г. властями было принято решетгие о закрытии единственного существовавшего заочного сектора Ленинградских духовных школ. С Koinia 1950-х гг. неуклонно снижалось количество православных общии. Власти сняли с рег истрации в 1959 г. 364 православные общины; в 1960 г. 1398; в 1961 г. 1390; в 1962 г. 1585'1. Прессинг стал Eipnменяться и в отношении конкретных священнослужителей. Начались осуждения служителей культа по • РГАНИ ф.5, опТЗ. д,12Й, л.18. 2 О д и н ц о в М . И . Г о с у д а р с т в о и ц е р к о в ь в Р о с с и и . XX в е к . М.,1 9 9 4 . С 1 IV. ’ Цыпин В. История 1*усской Православной цгркви. 19[7-1990. М.Л994-. С. 160. 4 ТПкировСкий М .Б. Русская православная церковь в 1958-1 f)f>4 голдх/'/ВопроСы история. 1999. №2. C.4S. 84 «уголовным» статьям, припоминалось их поведение в годы Великой Отечественной войны. Свою роль в обосфении противостояния между государством и церковниками сыграли руководящие республиканские и областные работники и органы госбезопасности. КГБ активизировали сбор информации о «подрывных актах церковников». В 1961 г. при невыясненных обстоятельствах умер в больнице митрополит Николай. В Оренбург был переведен архиепископ Львовский Палладий. Отправлен в отпуск архиепископ Ермоген. Архиепископ Казанский Иов, обвиненный в неуплате налогов с расходов на представительство, был приговорен ктремгодам заключения. Был аресюкан архиепископ Иркутский Вениамин. Ог служения отстранялинеугодныхвластямсвященников. В начаче 3960 г. ЦК КПСС принял постановление «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», в котором отмечалось, что руководители некоторых партийных организаций занимают пассивную позицию по отношению к враждебной марксизму-ленинизму религиозной идеологии. Вслед за ним появилось постановление «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» (13 января 1960 г.), требовавшее изменения самих основ деятельности РПЦ и других конфессий. В соответствии с новым положением моления в общине евангельских христиан-баттгистов в 11ензе проводились вместо 3-х дней, как раньше, только 2 раза в неделю (по субботам и воскресеньям). Осенью 1960 г. по заданию ЦК КПСС появилась «Инструкция по применению законодательства о культах». По «Инструкции» запрещалось религиозным центрам организовывав детские и женские собрания, кружки, паломничества, экскурсии, библиотеки, заниматься благотворительностью, санаторной и лечебной помощью и т.д. Из храмов вынуждали выгонять нищих. Были ликвидированы краткосрочные пастырские курсы. Советским руководством было принято решение о |