Проверяемый текст
Королев, Алексей Александрович; Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона (Диссертация 2003)
[стр. 91]

91 некоторое разоружение.
Власти были заинтересованы в международной деятельности конфессий, в том числе и евангельских христиан-баптистов, на региональном уровне.
Отдел пропаганды ЦК КПСС настаивал на корректном отношении к чувствам верующих, не допускать их оскорбления в прессе, не упоминать в атеистических статьях руководителей патриархии и почитаемые святыни.
Тем не менее, все встречи с иностранцами находились под пристальным вниманием органов безопасности.
Так, пензенским евангельским христианам-багггистам на приеме американских квакеров в 1955 г.
было рекомендовано больше обращать внимание на миролюбивую политику советского государства и уклоняться от вопросов, по поводу религиозного воспитания подрастающего поколения20^.
Государство но сути своей продолжало проводить прежнюю репрессивную антицерковную политику.
Обком КПСС Пензенской области постоянно нацеливал партийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации, идеологические учреждения, хозяйственных руководителей на то.
чтобы их деятельность активно влияла на утверждение в сознании и поведении людей норм морального кодекса строителя коммунизма, в том
числс и атеистического мировоззрения.R принятой XXII съездом треп,ей Программе КПСС указывалось, что «партия рассматривает борьбу с проявлениями буржуазной идеологии, и морали, с остатками частнособственнической психологии, суеверий и предрассудков как составную часть работы по коммунистическому воспитанию»’^.
Утвержденный съездом Устав КПСС обязал каждого коммуниста вести решительную борьбу с религиозными предрассудками.
Такие же обязательства возлагались и на комсомольцев.

Идеологическая комиссия при ЦК КПСС разработала «Мероприятия по усилению атеистического воспитания населения», которые стали «государственным
ш ГАПО.
Ф.
2391.
Он.
1.
Д.
5.
Л.
89.
20SМатериалы XXII съезда КПСС.
М.: Политиздат, 1961.
С.
412.
[стр. 87]

87 судьбе церкви в советской стране, что также вынудило советское руководство скорректировать свою политику в отношении церкви в СССР.
§ 1.
Политический контроль за деятельностью религиозных общин и научно-атеистическая работа среди населения Государство по сути своей продолжало проводить прежнюю репрессивную антицерковную политику.
Обком КПСС Пензенской области постоянно нацеливал партийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации, идеологические учреждения, хозяйственных руководителей на то, чтобы их деятельность активно влияла на утверждение в сознании и поведении людей норм морального кодекса строителя коммунизма, в том
числе и атеистического мировоззрения.
Однако осознание значимости политического контроля за деятельностью религиозных формирований не только в теоретическом направлении, но и прикладном, появилось у органов власти Пензенской области не сразу.
Вплоть до начала 1950-х гг.
уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Пензенской области Горбачев С.С.
испытывал проблемы в общении с работниками облисполкома и райисполкомов, которые расценивали его работу как «ненужную и даже вредную», «не оказывали какой-либо помощи в деле проведения в жизнь стоящих перед ним задач, игнорировали его требования, систематически задерживали исполнение деловых бумаг, нарушали его правовые и материальные права»1.
В принятой XXII съездом третьей Программе КПСС указывалось, что «партия рассматривает борьбу с проявлениями бурясуазной идеологии и морали, с остатками частнособственнической психологии, суеверий и 1ГАПО ф.2392.
оп.1.
д.1.
л.122.


[стр.,88]

88 предрассудков как составную часть работы по коммунистическому воспитанию»1.
Утвержденный съездом Устав КПСС обязал каждого коммуниста вести решительную борьбу с религиозными предрассудками.
Такие же обязательства возлагались и на комсомольцев.

Серьезным ударом для священнослужителей явилось постановление Священного Синода от 18 апреля 1961 г., вынесенное им под давлением светских органов власти.
Теперь настоятель не имел права участвовать в хозяйственно-финансовой жизни религиозной общины.
Кроме того, руководство самой общины переходило к исполнительному органу т.н.
«двадцатке».
В каждом регистрационном деле на религиозное объединение, допустим, на мусульманскую общину, обязательны были списки «двадцатки» с анкетными данными, включая информацию о наличии правительственных наград и судимостей2.
Так, в состав «двадцатки» мечети с.
Кочалейки Каменского района Пензенской области в 1973 г.
входили, в основном, не работавшие жители села, пенсионеры, 1894 1916 годов рождения, с образованием от 3 до 7 классов, некоторые из них имели правительственные награды'.
Уполномоченный Совета по Пензенской области откровенно высказывался о рычагах воздействия на «двадцатки»: «...
У нас имеется возможность оказывать влияние на состав церковного актива...
По закону граждане, желающие вступить в состав учредителей или так называемой «двадцатки» обязаны подать об этом заявление ...
в райгорисполком, в котором он обязуется совместно с другими учредителями или членами «двадцатки» нести ответственность за сохранность молитвенного здания и церковного имущества...
Райгорисполкомы, рассматривая эти заявления верующих, могут их удовлетворять, но могут и отклонить, отказав тем самым ' Материалы ХХП съезда КПСС.
М.Л961.
С.412.
2ГАПО ф.2392.
on.1.
д.6.7.8.14.15 и др.
3ГАПО ф.2392, оп.1, д.
16, л.38.


[стр.,90]

so компанейский характер; а метод терпеливого убеждения подменялся грубым нажимом к отказу от веры.
Идеологическая комиссия при ЦК КПСС разработала «Мероприятия по усилению атеистического воспитания населения», которые стали «государственным
планом преодоления религиозного сознания масс».
Планировалось к 1980 г.
полностью искоренить из сознания людей религиозные предрассудки.
В январе 1972 г.
как бы в продолжение выступления Суслова М.Л.
на совещании заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений в «Известиях» появилась статья о характере советского государства в период коммунизма.
Акцент делался на методах приобщения людей к светлому будущему: «Цель коммунизма всестороннее и гармоническое развитие .личности не может быть достигнута без активной регулирующей и организаторской деятель косги государства»1.
В 1973 г.
«Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» закрепили тезис о «единстве обучения и коммунистического воспитания с жизнью».
Кодекс о браке и семье требовал от родителей «воспитывать своих детой в духе морального кодекса ароителя коммунизма» (ст.
52).
Тех, кто нарушал данную заповедь, карали очень строго вплоть до лишения родительских прав.
Еще н 1962 г.
с трибун комсомольского форума XIV съезда ВЛКСМ звучало, что «свобода совести не распространяется на детей, и ни один родитель не имеет права калечить свое дитя духовно».
Юристы СССР обосновали правомерность данного положения: родители могут быть лишены прав на своих дегсй государством, посколькуименно государством они дарованы.
Эта мера получила широкое применение в 1Известия.
1£>72.
15 января.

[Back]