96 населения, в который входили партийные, советские, комсомольские работники2'3. В январе 1976 г. ЦК ВЛКСМ совместно с Правлением Всероссийского общества «Знание» провел в Пензе Всероссийский семинар 2 I J по вопросам атеистического воспитания молодежи" . В соответствии с программными установками о необходимости систематического ведения научно-атеистической пропаганды атеистическое воспитание трудящихся было выделено в самостоятельный участок идеологической работы, руководство которым поручили наиболее опытным партийным работникам. При обкомах и райкомах партии были созданы советы по научно-атеистической пропаганде, координирующие работу партийных организаций и идеологических учреждений. Такие же советы были сформированы, в крупных партийных организациях, а в менее крупных организаторы атеистической работы. На Всесоюзной конференции по научно-атеистической пропаганде в 1962 г. была обоснована необходимость замены религиозных обычаев и традиций новыми советскими праздниками и ритуалами. Бюро ЦК КПСС по РСФСР 25 августа 1962 г. своим постановлением одобрило и разослало для исполнения на места в партийные органы записку председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР «О некоторых мерах по отвлечевию населения от исполнения религиозных обрядов», в котором верно отмечалось, что '«исполнение населением ряда областей РСФСР, в особенности молодежью, религиозных обрядов: «венчаний», «крещений» происходит в ряде случаев не в силу религиозности людей, совершающих эти обряды, а в результате того, что органы ЗАГСа проводят регистрацию браков и рождения детей буднично, без надлежащей торжественности»2^. Соответствующее решение было принято бюро ЦК КПСС по РСФСР 18 3,J ГАПО. Ф. 148. On. 1. Д. 4617. Л. 2. 3,4 ГАПО. Ф. 148. On. I. Д. 5235. Л. 50. т ГАПО. Ф. 2392. On. I. Д. 37. Л. 253. |
97 «Березка»1. Официально руководители партии и государства настойчиво уверяли своих граждан в том, что они постоянно ищут пути осуществления реального народовластия, привлечения населения к участию в делах государства и общества, стремятся максимально полно закрепить комплекс конституционных прав и свобод, обеспечивающих гармоничное развитие личности. Не забывали они подчеркивать и необходимость укрепления гарантий реального осуществления прав граждан. «Не могут быть терпимы и нарушения прав личности, ущемление достоинства граждан. Для нас, коммунистов, сторонников самых гуманных идеалов, это дело принципов», говорил Брежнев Л.И. в докладе XXIV съезду КПСС. К середине 1980-х гг. было положено начало процессу глубоких перемен в отношениях государства и церкви. Упраздняются ограничения на деятельность религиозных организаций, действовавшие в течение многих лет, что способствовало активному включению верующих граждан и их религиозных объединений в общественную жизнь страны. Тем не менее, на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук в 1986 г. прозвучало: «Необходимо продолжить поиск новых подходов, новых путей и форм атеистической пропаганда и работы с верующими. В решении всех этих задач большую роль могут и должны сыграть вузовские обществоведы. Важно усилить мировоззренческую пагipaiuiенность Iipe1юдавания»2. В соответствии с программными установками о необходимости систематическою ведения научно-атеистической пропаганды атеистическое воспитание трудящихся было выделено в самостоятельный участок идеологической работы, руководство которым поручили 1П оли ти че ская агитация. 1979. А Ы 1. С. 11. J К о м м у н и ст . 1986. .4?! 5. С. 18. 98 наиболее опытным партийным работникам. При обкомах и райкомах партии были созданы советы по научно-атеистической пропаганде, координирующие работу партийных организаций и идеологических учреждений. Такие же советы были сформированы в крупных партийных организациях, а в менее крупных организаторы атеистической работы. На Всесоюзной конференции по научно-атеистической пропаганде в 1962 г. была обоснована необходимость замены религиозных обычаев и традиций новыми советскими праздниками и ритуалами. Бюро ЦК КПСС по РСФСР 25 августа 1962 г. своим постановлением одобрило и разослало для исполнения на места в партийные органы записку председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР «О некоторых мерах по отвлечению населения от исполнения религиозных обрядов», в котором верно отмечалось, что «исполнение населением ряда областей РСФСР, в особенности молодежью, религиозных обрядов: «венчаний», «крещений» происходит в ряде случаев не в силу религиозности людей, совершающих эти обряды, а в результате того, что органы ЗАГСа проводят регистрацию браков и рождения детей буднично, без надлежащей торжественности»1. Соответствующее решение было принято бюро ЦК КПСС по РСФСР 18 февраля 1964 г. № 203 «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». Были приняты соответствующие решения и на областном уровне. На местах создавались общественные советы по внедрению в жизнь новых гражданских обрядов и т.д. В сельской местности создавались комиссии по проведению безрелигиозных гражданских обрядов. Еще в 1963 г. в промышленные и сельские обкомы КПСС и облисполкомы Пензенской области была представлена докладная записка «О некоторых мерах по внедрению в быт советских людей безрелигиозных обрядов»2. Большое 1 ГАПО ф.2392, оп,1, д .37, л.253. 1 ГАПО ф. 148, оп.1, д.4681, л.34. 106 заведующий кабинетом политического просвещения Шилова В.А., первый секретарь райкома ВЛКСМ Степанов НА., врач Позднеев А.И. и т.д.1 По прямому указанию партии существенно раздвинуло прежние рамки научно-атеистической пропаганды Всесоюзное общество «Знание». Члены общества «Знание» постоянно проводили лекции по атеистической тематике, вечера вопросов и ответов. Так, в Городищенском районе в работе народного университета принимал участие лектор областной организации общества «Знание» Кузьмин А.З.2 В районных библиотеках оформлялись уголки атеизма, выставки литературы по атеизму и рекомендательные списки литературы и пр. В некоторых случаях с верующими проводилась индивидуальная работа. На местах стало нормой наличие районных советов по атеизму для руководства работой по атеистическому воспитанию населения, в который входили партийные, советские, комсомольские работники1. В январе 1976 г. ЦК ВЛКСМ совместно с Правлением Всероссийского общества «Знание» провел в Пензе Всероссийский семинар по вопросам атеистического воспитания молодежи4. На заседаниях обкома партии регулярно заслушивалась информация об индивидуальной работе с верующими: количестве прочитанных лекций на темы научного атеизма, по химии, физике, биологии, медицине, работе политинформаторов-атеистов. Так, за период 1966 1968 гг. только в Сосновоборском районе Пензенской области функционировал совет по атеизму, одна районная и 11 сельских комиссий по проведению безрелигиозных гражданских обрядов; было прочитано 77 лекций по научному атеизму и 110 лекций по химии, физике, биологии, медицине; П олитическая агитация. 1978. -№ 3. -С .6 . г ГА П О ф. 148. оп.1, д 4714, л.23. * ГАПО ф-148, оп.1. д.4617, л.2. 4 ГАПО ф. 148. on. 1. д 5235, л.50. |