серии «Ежегодник Музея истории религии и атеизма» и «Проблемы истории религии и атеизма». На местах возникало множество недоразумений по вопросам взаимоотношений светских властей и церковников. Начальник 2 Главного Управления КГБ при Совете Министров СССР С.Г. Банников справедливо отмечал в 1966 г., что «одной из причин активизации деятельности церковников и сектантов и оживления религиозных настроений среди части населения является имевшие место администрирование в отношении верующих со стороны некоторых представителей органов власти и должностных лиц. Нередки случаи незаконного отказа верующим в регистрации, факты поспешного и зачастую ничем не обоснованного закрытия церквей, молитвенных домов, мечетей, препятствование проведению молитвенных собраний, оскорбление необдуманными действиями религиозных чувств верующих, увольнение с работы и исключение из учебных заведений за религиозные убеждения и т.н.»227. В документе объективно отмечалось, что научно-атеистическая пропаганда и индивидуальная работа с верующими зачастую носили компанейский характер; методы терпеливого убеждения подменялись грубым прессингом к отказу от веры. Предлагалось шире использовать для ведения научноатеистической пропаганды возможности радио и телевидения, театра и кино, усилить роль литературы и искусства в атеистическом воспитании, улучшить атеистический репертуар художественной самодеятельности. Хотя волна антирелигиозной агрессии стала более спокойной, тем не менее, по телевидению продолжали транслировать фильмы антисекхантокой направленности: «Апостолы без масок» (1959 г.), «Тучи над Борском» (1960 г.), «Правда о сектантах-пятидесятниках» (1960 г.), «Это тревожит всех» (1960 г.), «Под сенью креста» (1962 г.), «Черная процессия» (1963 г.). «Бездна» (1964 г.) и т.д. 99 331 РГАМИ. Ф. 5. On. 55. д. 10. Л. 177,192. |
89 гражданину... Это уже большая возможность для нас не допустить проникновения в состав церковного актива религиозных фанатиков или нечестных людей»1. 1leperибы советского руководетва в церковной политике были столь значительны, что в 1965 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О некоторых фактах нарушения законности в отношении верующих». Много осужденных мирян и священников были освобождены и реабилитированы. Были ликвидированы академические антирелигиозные серии «Ежегодник Музея истории религии и атеизма» и «Проблемы истории религии и атеизма». На местах возникало множество недоразумений по вопросам взаимоотношений светских властей и церковников. Начальник 2 Главного Управления КГБ при Совете Министров СССР Ванников С. справедливо отмечал в 1966 г., что «одной из причин активизации деятельности церковников н сектантов и оживления религиозных настроений среди части населения является имевшие место администрирование в отношении верующих со стороны некоторых представителей органов власти и должностных лиц. Нередки случаи незаконного отказа верующим в регистрации, факты поспешного и зачастую ничем не обоснованного закрытия церквей, молитвенных домов, мечетей, препятствование проведению молитвенных собраний, оскорбление необдуманными действиями религиозных чувств верующих, увольнение с работы и исключение из учебных заведений за религиозные убеждения и т.п.»7. В документе верно подчеркивалось, что научно-атеистическая пропаганда и индивидуальная работ с верующими зачастую носили 1ГАПО ф.2392, oir. 1. л 66. л. 174. 2РГАНИ ф Л оп.33, д.233. л.40. |